Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Новое о образовании » Опыт использования технологии интегрированного обучения » Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Страница 1

Что же такое педагогическая технология?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)

А педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Каждый учитель, используя ту или иную технологию, помнит, что прежде всего она предназначена для учащегося. А учащийся – это человек. Применяя ту или иную технологию, любой учитель должен учитывать возрастные, психологические особенности детей.

Принцип активности ребенка всегда был основным в дидактике. Но активность ребят старшего (и среднего) школьного возраста сама по себе возникает нечасто (в отличие от детей младшего школьного возраста).

Школьный учитель должен уметь целенаправленно воздействовать и организовывать любой вид деятельности учащихся, т.е. применять нужную технологию, а затем ждать положительных результатов.

В школе, так как мы работаем с детьми, чаще всего, конечно же, применяется игровая технология. Именно игра выполняет в жизни ребенка очень важные функции; и не только развлекательную, но и коммуникативную, и диагностическую. Это очень важно для учителя.

Игра – очень хороший метод обучения. Очень важно, что игра еще и воспитывает (можно применять и в технологии внеклассную работу).

Феномен любой игры в том, что она способна перерасти в обучение, в творчество…

«Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью». Классификационные параметры игровых технологий:

- по уровню применения: все уровни;

- по философской основе: приспосабливающаяся;

- по основному фактору развития: психогенные;

- по ориентации на личностные структуры.

Какие, к примеру, я использую в своей практике игровые технологии? Деловые игры. Здесь стараюсь применить различные модификации: имитационные, ролевые игры, деловой театр.

Каждый год уже традицией в нашей школе стало проведение декады в марте. Неплохо проходят такие игры, как: «Турнир поэтов» (готовлю 7-8 игровых задач), «Бой ораторов», «Пресс-конференции», «КВН». Довольно интересно проводим в школе общественный смотр знаний. Сюда же включаю игры, домашние заготовки.

Я считаю, что игровая технология соответствует всем методологическим требованиям:

1. Концептуальность (научное обоснование).

2. Системность (все части игры взаимосвязаны).

3. Управляемость (можем провести диагностику и провести коррекцию результатов).

4. Эффективность (любая технология должна будет достичь определенных результатов).

5. Воспроизводимость (может применяться, например, в другой школе).

Сейчас прочно вошла в школу технология компьютерного обучения. Это, конечно, очень удобно, но у данной технологии есть свои плюсы и минусы.

Игровые компьютерные технологии вносят в сферу образования:

Плюсы

Минусы

1) технологии индивидуализированного обучения

2) интеллектуальную обучающую среду и мотивацию обучения

3) организацию учебного процесса

4) комплексное управление учебным процессом

5) глобализацию высшего образования

6) создают новые формы общения между обучающимися и преподавателем

7) развивают самостоятельность

8) реализуют принцип наглядности

1) отрицательные воздействие на зрение пользователя (здоровьесберегающие технологии нарушаются)

2) «погружение» пользователя в виртуальную действительность, которая может вызвать отчуждение от внешнего мира, что особенно опасно для детской и подростковой психики

3) отсутствие реального общения

В основном применяю данную технологию на уроках закрепления материала (и то в старшем звене).

На уроках русского языка и литературы использую также и технологию группового обучения. Это и общественные смотры знаний, и уроки-конференции, и уроки-суды, и уроки-путешествия, и мастерские. Для того, чтобы верно использовать данную технологию, нужно очень хорошо знать класс (индивидуальные особенности интеллектуального и психического развития ребенка). Иначе работа в группах просто не получится (обязательно учитываю типы темпераментов). Изучила метод социометрии, разработанный Морено.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Формирование лексической системности
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Г.А. Ванюхина пишет, что «семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную слово ...

Межпредметные связи при изучении iii и v группы периодической системы Д.И.Менделеева
Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кисло ...

Информатизация физического образования
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru