Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.
Выделяют 2 составляющие ТСО:
1) технические устройства для обучения. Это устройства (аппараты, машины, комплексы), механизирующие выполнение определенных педагогических функций в системе передачи и переработки учебной информации (хранение информации, воспроизведение ее в аудиовизуальной и звуковой форме, анализ и оценка ответов обучаемых, регламентация их действий, выполнение расчетов и т.д.)
2) учебно-информационные материалы для ТСО. Это специально отобранные, переработанные и оформленные на соответствующих носителях (пленочных, бумажных и др.) учебные материалы, доводимые до обучаемых с помощью технических устройств в соответствии с содержанием и целью решаемых учебных задач (сообщение учебной информации, закрепление и проверка знаний). По своему назначению и особенностям использования в обучении учебно-информационные материалы подразделяются на:
n демонстрационные (диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.)
n контрольно-проверочные (тесты, стандартизированные вопросы и задачи, контролирующие программы и др.)
n контрольно-обучающие (обучающие программы, программы тренажа),
n алгоритмизирующие.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Таким образом, необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизульных средств могут воздействовать на различные органы чувств, является несомненной. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения – техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т.е. методически неграмотно.
Современном понимании творчество рассматривается как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающая сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.
Актуально о образовании:
Дети подготовительной к школе группы
На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми). Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и ...
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...
Теоретические основы развития познавательной активности в
процессе выполнения аппликации из природного материала
Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятел ...