В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацией целей по развитию творческой активности и постановкой совершенно конкретных заданий в течение учебного года 2006 – 2007.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческой активности учащихся, выступало планомерное, целенаправленное предъявление творческих заданий в системе, отвечающей следующим требованиям:
1) познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинной, интегративной основе и соответствовать развитию психических свойств личности – памяти, мышления, внимания, воображения;
2) творческие упражнения должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; а затем и к собственно творческим;
3) система упражнений должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Каждое задание соответствует определенной теме учебника чтения "Маленькая дверь в большой мир" - 2 класс, авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева.
Приведем конкретные примеры из разработанной системы творческих упражнений.
Урок 1.
Тема: Б. Заходер "Моя Вообразилия", "Сказочка".
Цель: развивать воображение, фантазию, речь.
1. Нарисовать свою страну Вообразилию.
2. Составить о ней рассказ.
Урок 4.
Тема: Русская народная сказка "Царь-девица".
Цель: учить планировать свою работу, развивать речь.
Изменить 4 часть сказки. Как все могло бы закончиться?
Урок 6.
Тема: П. Ершов "Конек-горбунок".
Цель: учить выражать личностное отношение к происходящему; развивать творческое воображение.
1. Расскажите, что бы вы увидели в полночь, если бы находились недалеко от этой поляны.
2. Нарисуйте Жар-птицу.
Урок 7.
Тема: П. Ершов "Конек-горбунок".
Цель: развивать творческое воображение; умение быстро ориентироваться в тексте; работать над выразительностью чтения.
1. Коллективное составление панно "Сказочная поляна".
2. Озвучивание диафильма.
Урок 9.
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
Цель: развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность.
1. Характеристика героев по плану:
а) Опиши героя. Какой он?
б) Где живет он? Чем занимается?
в) Какие поступки совершает? Почему?
г) Что думает о нем автор?
д) Что вам в нем понравилось и, что не понравилось?
2. Напишите, что бы вы попросили у золотой рыбки?
3. Нарисуйте, как бы вы оформили обложку книги "Сказка о рыбаке и рыбке".
Урок 11.
Тема: В. Одоевский "Мороз Иванович" .
Цель: развивать самостоятельность, инициативность, речь.
1. Придумать 2 вопроса к сказке.
2. Нарисовать того героя из сказки Одоевского, который, по-вашему мнению интереснее всего описан автором.
Урок 17.
Тема: Литовская сказка "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса" .
Цель: развитие творческого воображения, фантазии.
Задания даются по группам.
1. Нарисовать сад с волшебными колокольчиками.
2. Нарисовать волшебный пруд.
3. Нарисовать сказочный дом с говорящей птицей.
Урок 19.
Тема: Литовская сказка "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса.
Цель: развивать творческое мышление, фантазию, речь.
1. Сочинить волшебную сказку.
2. Нарисовать рисунок к самому главному (смешному, страшному) моменту вашей сказки.
Урок 30.
Тема: Глава "Пауки и мухи". Дж. Р.Р. Толкин.
Цель: развивать выразительное чтение, воображение, умение быстро воспроизводить текст, выражать личностное отношение к происходящему.
1. Перечитать 7-8 части.
2. Нарисовать портрет Бильбо.
3. Составить рассказ о Бильбо по плану:
а) внешний вид.
б) где жил Бильбо?
в) Его привычки, любимые занятия.
г) Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях?
Актуально о образовании:
Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...
Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...
Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...