Творчество в деятельности учителя технологии и его влияние на качество обучения учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Творчество в деятельности учителя технологии и его влияние на качество обучения учащихся

Страница 1

Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас. Можно построить замечательные школы, создать великолепные учебные кабинеты, оснастить их современным учебным оборудованием, напечатать хорошие учебники - и не будет еще школы. Все это оживает, очеловечивается, работает, если в школу приходит настоящий учитель - личность. Только тогда вспыхивает факел педагогического творчества, оживают педагогические теории и системы, методические рекомендации и наглядные пособия. Школе нужен творческий учитель.

На творческий исследовательский характер педагогического труда обращали внимание еще великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И.Д. Ушинский и другие.

А. Дистервег писал, что без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов:

механичности

рутинности

банальности

Он деревенеет, каменеет, опускается.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении.

С.Т. Шацкий отмечал, что процесс обучения, как и дети, должны быть живыми, деятельными, переходящими от одной формы к другой, движущим, ищущим.

Если считать вариативность способов решения педагогических задач одним из проявлений творчества, то его осуществляет каждый учитель, ежедневно входя в класс. Иными словами, неадекватность типовых приемов педагогической деятельности бесконечно многообразным педагогическим ситуациям объективно стимулирует учителя к творчеству. Огонек творчества высвечивает оригинальность педагогических ситуаций, снижает или вовсе ликвидирует монотонность учительского труда, пробуждает энтузиазм и вдохновение, без которых нет подлинного педагогического мастерства.

Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами. Но если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику - к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста

Для учителя, желающего овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию, необходимо осознание педагогической деятельности как творчества, постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание. Ведь каждый учитель, овладев системой психолого-педагогических знаний, всякий раз сталкивается с самым главным в практической педагогике - неповторимостью педагогических явлений. Именно это и требует от него - педагогического творчества, а не просто применения на практике теоретических знаний. Он должен уметь распоряжаться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями творчески, нестандартно. Слепое копирование примеров новаторов, без овладения творческой логикой их педагогических решений к заметным положительным результатам не приведет.

Представляется, что реализация программы "Технология" в школах России позволит сформировать разносторонне развитого, самостоятельного, делового человека, способного ставить реальные цели, находить пути их достижения, добиваться конечных результатов на благо себе и обществу. Но поскольку личность воспитывается личностью, то учитель технологии и предпринимательства сам должен обладать соответствующими качествами.

При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и научиться отслеживать происходящие в мире изменения, овладеть творческим подходом к использованию появляющихся возможностей, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учащихся, потребность в постоянном самообразовании. Несомненно, что значительную роль в этом процессе принадлежит учителю, который всеми возможными средствами пробуждает и активизирует у учащихся самостоятельные поиски решения той или иной задачи. Так, под чутким руководством педагога постепенно, шаг за шагом у ученика формируется мышление, способное усваивать, узнавать, понимать, открывать нечто новое.

Любое мышление начинается с увлечения, удивления, без увлечения не может быть эффективного мышления. По этой причине можно считать, что чувство удивления - непременный спутник начала мыслительной деятельности. Значит, чтобы стимулировать познавательную активность учащихся, уроки должны быть увлекательными, мотивировать учащихся, побуждать их думать, создавать комфортные условия для развития мышления. В этом на мой взгляд, и состоит основная задача учителя: постоянно совершенствовать свой творческий потенциал, и направлять его на создание увлекательных уроков, способствующих развитию и стимулированию творческой активности школьников, выработку активной жизненной позиции.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Экологические аспекты преподавания темы «Азот. Соединения азота»
Знать: важнейшие свойства и применение азота, аммиака, оксидов азота, азотной кислоты, нитратов; важнейшие минеральные удобрения, условия их рационального хранения и использования; устройство прибора для получения аммиака в лабораторных условиях; качественные реакции на нитрат-ионы и ион аммония; х ...

Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни. Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого опр ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и ум ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru