Общая успеваемость в классах достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции.
При наблюдении и анализе работы учащихся данного класса можно сделать вывод о развитии их общеучебных умений и навыков. У второклассников присутствуют затруднения в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках. При восприятии информации, а конкретно, письменной инструкции треть учащихся нуждается в пошаговом предъявлении и пошаговом контроле усвоения учебного материала, несколько человек самостоятельно справляются с восприятием инструкции, остальным же требуются первичные разъяснения задания. Среди организаторских умений и навыков выделяют умение проверить свою работу. Большинство учащихся 2 "А" и 2 «Б» классов, закончив выполнение задания, его результат не проверяют, так как довольствуются любым результатом. Треть учащихся результат проверяют, но ошибок чаще всего "не видят".
При работе с учащимися было выявлено, что учитель мало времени уделял анализу результатов работы детей. На уроках деятельность педагога была в основном направлена на овладение детьми учебным материалом, а не на всестороннее развитие личности, поэтому даже при наблюдении было видно, что такой компонент учебной деятельности как самоконтроль не сформирован.
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.
Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:
- сверка с написанным образцом;
- проверка по инструкции;
- взаимопроверка с товарищем;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы;
- выполнение задания по алгоритму;
- проверка с помощью сигнальных карточек;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.
- Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.
На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.
На уроке русского языка проводилось занятия на тему: "Распознавание частей речи".
Учитель: "Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки, а слова, которые у нас получатся, вы должны будете записать через запятую, обращая внимание на соединения между буквами. Дети отгадали, затем учащимся был предложен образец правильного написания этих слов - один из приемов самоконтроля, по которому учащиеся оценивают свою работу самостоятельно.
"Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам".
Учитель говорит учащимся: "Ребята, давайте составим предложения, в котором бы подлежащее стояло в единственном числе". Учащиеся приводят примеры, наиболее удачный вариант записывается на доске: Рыжая белка прыгала с ветки на ветку.
"Определите число имени прилагательного и глагола. Теперь давайте переделаем предложение, изменив число имени существительного. Что у нас получилось? Рыжие белки прыгали с ветки на ветку.
Хорошо, что вы можете сказать теперь о числе имени прилагательного и глагола. У них тоже изменилось число. Значит, изменив число одной части речи, необходимо изменить и число зависящей от нее другой части речи. Давайте теперь прочитаем сведения из учебника и проверим, правильно ли мы рассуждаем".
На этом этапе был использован такой метод развития самоконтроля, как коллективное выполнение задания и коллективная проверка.
Орфографический диктант предлагается проводить либо внутри темы, либо после завершения ее изучения и призван осуществлять текущий контроль. Поскольку написание диктанта является определенным видом деятельности, то оно предполагает наличие мотивационного, операционного и контрольного блоков.
Актуально о образовании:
Практические рекомендации по развитию режиссерской игры у детей в дошкольном
учреждении
Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальны ...
Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения
его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...
Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников
Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, прев ...