Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 5

Б. Эпоха в ее памятниках: основные виды исторических памятников, оставленных эпохой; их своеобразие, особенности по сравнению с предшествовавшим и последующим временем; отражение в исторических памятниках разных сторон жизни людей в данную эпоху.

II. Познавательная деятельность.

А. От памятника к источнику; предварительное ознакомление с элементами

источниковедческих знаний (виды исторических источников, методы их собирания и изучения и др.); наблюдение и описание памятника; атрибуция и классификация; моделирование, реконструкция.

Б. Начала анализа и критики источника: обстоятельства, цель создания, функции источника; информативность источника, "первичные" и "вторичные" источники; степень субъективности—объективности (официальные, общественные, личные материалы; "намеренные" и "ненамеренные" источники); соотношение с другими источниками, сходство и расхождение свидетельств.

III. Эмоционально-ценностное отношение: интерес и мотивация к изучению исторических источников, их интерпретации; осознание значимости исторических памятников/источников как важнейшего культурного достояния, необходимости их сбережения; определение личностного отношения к историческим памятникам/источникам, их духовному содержанию и художественному воплощению.

В порядке комментария необходимо оговорить значения используемых понятий "памятник истории" и "источник". Под первым понимаются предмет, текст, произведение и т.д., сохранившиеся от прошлого как данность. Источником мы называем то, что становится объектом специального изучения. Приведем суждение известного историка А.Я. Гуреимча: "Исторические источники сами по себе не существуют, — в это достоинство памятники прошлого возводит лишь мысль историка. Нет вопрошающего историка — нет и исторического источника. В этом смысле правы те, кто вслед за Л. Февром утверждают, что историк сам создает свои источники".

На основе предложенной модели определяется содержание учебно-познавательной деятельности школьника на разных этапах обучения. Очевидно, что от младших классов к старшим возрастает и объем источниковедческих знаний, и роль аналитического начала. В то же время важно, чтобы на каждом этапе были представлены все структурные компоненты (знания — деятельность — отношение), определяемые с учетом задач и характера курса, возрастных возможностей учащегося. Представляется, что опыт такой работы с историческими источниками, содержащимися в учебниках и традиционных хрестоматиях, может послужить историко-методологической школой и при использовании современных информационных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Актуально о образовании:

Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...

Приемы, используемые на занятиях
1. Вопросно - ответная форма принимает на этом этапе усложненный характер. Вопросы требуют раскрытия образов, причин, побудивших героев поступать так или иначе. Учащийся отыскивая в книге ответ на вопрос, заданный ему, должен просмотреть всю главу и зачитать наиболее подходящий отрывок или предложе ...

Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе
Воспитательные средства урока музыки Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах: § во-первых, о месте музыки в жизни человека § во-вторых, о роли музыки в воспитании па ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru