Виды проектов
Работа в области искусства (изобразительного, драматического и т.д.);
Письменная работа на определенную тему;
Творческая письменная работа (сочинения, рассказы и т.д.);
Проведение научного эксперимента;
Изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы;
Презентация разработанного бизнес-плана, плана проведения какого-либо проекта, мероприятия.
Типология проектов, предложенная Дьюи [9]:
1. Социальный, включающий в себя общение детей, их взаимоотношения.
2. Построительный, связанный с играми, жестами, движениями детей, с реализацией их фантазии.
3. Инстинкт любезности, сочетающий в себе построительный импульс и общение.
4. Выразительный, отличающийся влечением к искусству.
Эта типология была расширена М.В. Клариным , выделив типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов: (среди участников одной школы, класса, города, региона, стран, разных стран).
Количество участников проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:
Определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется учителем).
Выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность учащихся в классе, например в форме «мозговой атаки»).
Формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования.
Параметры внешней оценки проекта.
Огромную роль в любой технологии играет оценочный механизм. В школе учащийся не может избежать оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Взрослый может сам выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для школьника такая возможность практически исключена. Даже если то или иное учебное заведение не сулит ему успеха, если он чувствует, что не способен с ним справиться, отказаться от его выполнения он не может. Технология проектного обучения позволяет учащемуся выбирать модель образования. Учитель только задает «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения. Поэтому очень важным становится создание такой межличностной атмосферы, которая бы устраняла преграды на пути подлинно продуктивной учебы. В результате безусловно позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки учащегося, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности.
«Во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако если раньше внимание обращали прежде всего на отрицательные эмоции такие, как страх перед наказанием и неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе». Технология проектного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить ее рейтингом знаний и умений.
Актуально о образовании:
Применение интерактивных форм, методов и приёмов на
уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...
Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста
основам реалистического изображения предметов
Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни. По сходству формы ...
Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. ...