6) какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?
7) развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)?
8) удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?
9) что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?
10) учитывалось ли различие учащихся по основным качествам мотивационной сферы?
Приведенные и подобные им программы анализа деятельности педагога позволяют судить о том, насколько целенаправленной в рассматриваемом аспекте была его деятельность. Такие программы обусловливают рефлексию педагогом своего взаимодействия с учащимися, то есть ориентируют на постоянное осмысление своих действий или действий учащихся.
Наряду с анализом деятельности педагога полезно иметь обобщенное представление об индивидуальности каждого учащегося. Приведем примерную схему психолого–педагогического портрета индивидуальности и личности школьника:
· общие сведения об ученике (Ф.И., возраст, класс);
· информация о семье (состав, место работы родителей, жилищные условия, интересы членов семьи, взаимоотношения, воспитательное влияние семьи);
· состояние здоровья, физическое развитие (краткие сведения о физическом развитии в предыдущие годы);
· краткая характеристика индивидуальных способностей ребенка (особенности развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой и экзистенциальной сфер);
· каков уровень обученности (низкий, средний, высокий);
· каков уровень развития учебно-познавательных умений;
· каким учебным предметам отдает предпочтение;
· преобладающие мотивы учебной деятельности;
· каков уровень самоуправления (степень самостоятельности в организации учебной и внеучебной деятельности);
· каков уровень тревожности (степень отрицательных переживаний по поводу ожидаемых событий);
· каков уровень самооценки (степень соответствия представлений о себе своему идеалу);
· отношение к общественной работе и труду;
· интересы и склонности во внеучебное время;
· основные черты характера (настойчивость, решительность, самостоятельность, выдержка, самообладание, доброта, искренность, общительность и т.д.);
· отношение к самому себе, к товарищам, взрослым и формы его проявления (требовательность, уважительность, тактичность, терпимость и т.д.);
· положение личности в классе;
· педагогические выводы и рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка.
Учебная деятельность может существовать, реально проявляться как сторона практической деятельности. Вместе с тем она имеет самостоятельное значение, так как, овладев ею, человек успешно овладеет и практической деятельностью. Важно также иметь в виду, что, не существуя вне реальной практической деятельности, учебная деятельность может развиваться только в ее процессе. Поэтому каждому преподавателю наряду с дидактическими условиями полезно знать принципы, дидактические основы формирования учебной деятельности.
Принцип целостности: необходимо добиваться целостности учебной деятельности, то есть так ее организовать, чтобы обеспечить единство основных ее составляющих – учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов – на основе ситуаций, характеризующихся противоречивостью и требующих для своего разрешения проявления в единстве всех сфер психики.
Приоритет самостоятельного обучения. Под этим понимается не проведение какой–либо самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения. При этом необходимо построение учебной деятельности как модели трудовой, практической, профессиональной деятельности с опорой на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения. Данный принцип направлен на обеспечение самостоятельности обучающегося как характерной особенности индивидуальности человека.
Актуально о образовании:
Выявление связи между уровнем понятийного мышления учащихся и
их учебными достижениями по математике
Применим метод ранговой корреляции Спирмена для нашего исследования. Перед подсчетом коэффициента корреляции убедимся, что между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике существует определенная связь. Для этого по рангам, полученным учениками, построим диаграмм ...
Задача трудового воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко фи ...
Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного ...