Рассмотрим, каким образом педагог может осуществить обратную связь – получить информацию о процессе функционирования учебной деятельности и развитию индивидуальных качеств учащихся.
Наиболее доступным в практической деятельности способом получения необходимых данных является наблюдение деятельности педагога на уроке и последующий ее анализ (или самонаблюдение и самоанализ). Как правило, чаще всего о деятельности педагога судят по ее результатам, то есть по тому, каких изменений у учащихся ему удалось добиться. Отсюда большое внимание уделяют изучению учащихся в связи с деятельностью учителя. Этому есть свои основания, но проблема остается: как учителю самому изучать свою деятельность? А еще точнее: как соотнести действия педагога с теми изменениями в учебной деятельности и индивидуальности учащихся, которые они обусловливают? Поэтому наблюдение за деятельностью педагога должно позволить получить данные не только о результатах формирования учебной деятельности, но и о влиянии на этот процесс выбранных средств. Таким образом, задача наблюдения деятельности преподавателя заключается в том, чтобы определить, какие действия педагога оказались эффективными, насколько они рациональны, целесообразны, а в целом – насколько оптимальным было решение тех или иных педагогических задач. Только при таком условии наблюдение дает возможность учителю своевременно корректировать свои воздействия на ту или иную сферу учащегося. С учетом изложенных ограничений нами разработан ряд средств наблюдения и анализа деятельности учителя. Рассмотрим некоторые из них.
Аспектный анализ предполагает рассмотрение какого–либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте. Приведем рекомендации аспектного анализа деятельности учителя на уроке.
I. Программа анализа урока, который учитывает закономерности развития интеллектуальной сферы учащихся, предполагает внимание к следующим вопросам:
1) в какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?
2) соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся?
3) формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?
4) в какой мере у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?
5) обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?
6) учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?
7) какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?
8) используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?
9) в какой мере формируются элементы творческого мышления?
10) учитываются ли различия школьников по основным качествам их интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и пр.).
II. Программа анализа урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы:
1) что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?
2) успешным ли с мотивационной точки зрения было начало урока?
3) актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?
4) удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? насколько его приемы были эффективны?
5) в какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?
Актуально о образовании:
Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...
Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...
Некоторые приемы повышения
интереса учащихся к самостоятельной учебной деятельности
Повышение интереса учащихся к учению – важная составная часть учебного процесса. Общеизвестно, что человек достигает наилучшего результата труда, когда работа вызывает интерес и выполняется на высоком эмоциональном подъеме. Почему же так происходит? Процесс учения включает в себя три последовательн ...