Формирование учебной деятельности учащихся

Новое о образовании » Формирование учебной деятельности учащихся

Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно–исторической обусловленности психического развития (Выготский Л.С). Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии – принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения.

Проблема: как должно быть организовано обучение, решающее две основные задачи:

1) обеспечение познания;

2) обеспечение психического развития?

Разработанность проблемы в научной литературе. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации УД.

В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.

Учебный предмет не просто содержит систему знаний, но особым образом (через построение предметного содержания) организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы извне. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Признавая за учеником право быть субъектом познания, авторы этой концепции реализацию этого права по сути дела переносят на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности.

Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Формирование учебной деятельности учащихся».

Целью данной работы является рассмотрение сущности формирования учебной деятельности учащегося.

Объектом исследования являются учащиеся.

Предметом исследования является формирование учебной деятельности учащихся.

Задачами соответственно выступили рассмотрение таких вопросов как:

1) Раскрыть сущность учебной деятельности

2) Рассмотреть учебную деятельность как целостную систему

3) Раскрыть проблему формирования учебной деятельности

4) Изучить мотивационную основу учебной деятельности

5) Рассмотреть возрастные особенности формирования учебной деятельности

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Актуально о образовании:

Познавательная деятельность, ее структура
СХЕМА 1. ПОТРЕБНОСТИ Познавательная МОТИВЫ деятельность ЦЕЛЬ Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, спосо ...

Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания
В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей ...

Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru