Психолого-педагогическое обоснование фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Психолого-педагогическое обоснование фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании познавательного интереса учащихся

Страница 3

Обучая детей этим методам применительно к содержанию школьного предмета, необходимо показывать возможность переноса этих знаний в реальные жизненные ситуации. Мы должны учить детей видеть альтернативу и делать осознанный выбор. Уроки обладают богатым потенциалом для развития детей и нам необходимо уметь сполна им воспользоваться.

Лишь создав гармоничный ансамбль приемов и методов педагогической деятельности, пронизанный творческим порывом и стремлением обеспечить максимально комфортные условия для развития личности учащегося и проявления особенностей, интересов каждого ребенка, можно достичь наиболее значимых и существенных результатов.

В моей педагогической практике таким ансамблем явился конкурсный урок: "Одежда - наш портрет", как итог длительной, плодотворной, коллективной деятельности. На примере этого урока можно проследить динамику его создания: от зарождения идеи до ее воплощения в жизнь.

Данный урок необычный. Все его элементы направлены на пробуждение интереса учащихся; а через интерес - активизацию их мыслительной деятельности, уроку придавали, различные формы (описание прохожих, элементы переодевания, путешествие в город Юбок и составление карты города в виде таблицы, передача о тайнах цвета, неожиданная демонстрация современных моделей одежды).

Урок получился насыщенным и запоминающимся. Все элементы урока были направлены на достижение основных целей урока:

Сформировать понятие о стиле и показать его значимость в создании портрета личности.

Научить выделять конструктивные элементы в одежде (на примере юбки) и оценивать характер их влияния на формирование стиля.

Внимание и интерес детей поддерживались на протяжении всего урока, что является положительным моментом, так как именно от внимания зависит эффективность усвоения материала. Только вызывая интерес у учащихся можно научить их самостоятельно мыслить, развивать умение наблюдать, запоминать, анализировать.

Учащимися на уроке усвоен достаточно большой объем информации, этому способствовало экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними. Изящное изложение информации определенный принцип ее структурирование - важнейшее условие продуктивного мышления. Адекватная форма организации и символизации материала, облегчает усвоение материала учащимися позволяет провести обработку имеющейся информации быстро и экономно.

Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить известный метод - такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления учителя.

Для адекватной организации информации я использовала методику "Ящик идей" применительно к данному уроку.

"Ящик идей" - образное название таблицы, в которую в сжатом виде заносится информация по следующему принципу: в верхней строке таблицы располагается список параметров какого-либо изучаемого объекта. Под каждым из параметров находятся ячейки для вариаций этого параметра. На уроке под руководством учителя таблица заполняется детьми. Какими же преимуществами мы обладаем, применяя этот метод?"Ящик идей" как бы схватывает имеющуюся информацию и делает ее моментальный снимок, настолько выразительный, что это стимулирует рождение новых идей. Если постараться уложить информацию в рамки "ящика идей" это упростит ее и представит в систематизированном виде. Таким образом развивается умение учащихся обрабатывать и структурировать информацию в удобную для восприятия форму. Отсюда повышается скорость обработки информации и принятия нужного решения, реализуется возможность альтернативного (не шаблонного) мышления, генерации новых идей. Причем на уроке дети активно включаются в определенный мною мыслительный процесс. Происходит развитие мыслительных операций, умения обобщать и систематизировать, выделять существенные признаки объекта или явления, анализировать, сравнивать. Например, какой из выделенных признаков обладает наиболее важным и приоритетным влиянием на принятие решения. Коллективная творческая деятельность позитивно влияет на успешность учебного процесса. Развивается умение осуществлять само - и взаимоконтроль (оценивание работы друг друга), создается непринужденная творческая атмосфера. Важно дать детям понять, что этот прием обладает универсальным переносом в другие сферы жизни. Реально работает при открытиях, изобретениях. В литературе встречается другое его название - морфологический анализ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Приемы развития творческих способностей младших школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Организация экспериментального обучения и его результаты
С целью экспериментально проверить разработанную методику на третьем этапе исследования в девятом классе школы №32 г. Астрахани была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развити ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru