Психолого-педагогическое обоснование фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Психолого-педагогическое обоснование фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании познавательного интереса учащихся

Страница 2

А это является существенным плюсом, дети с увлечением повторяют ранее пройденный материал, так как в этом возникает необходимость при решении разнообразных задач (разгадывание кроссворда, "заморочки из бочки"). Показателем подлинного познавательного интереса учащихся может служить то, что когда игра закончилась, а до конца урока еще оставалось время, дети сами предложили продолжить отвечать на вопросы "заморочки из бочки" и делали это с искренним увлечением.

Мы всегда увлечены тем, что у нас хорошо получается. Поэтому можно сказать, что развитие умений, способностей учащихся и стремление сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным - взаимообусловлены. Чем разнообразие принципы действий, которыми владеет учащийся, тем интереснее для него находить и открывать нечто новое, совершенствуя эти принципы.

Так, Эдвард де Боно предлагает инструментальный метод развития мышления. Как плотник знает каким инструментом воспользуется в любой следующий момент для получения желаемого эффекта (каждый инструмент выполняет свою задачу и обладает определенной функцией), так и в мышлении Боно выделяет фундаментальные инструменты мышления. Функция этих мыслительных инструментов состоит в том, чтобы снабдить ум некоторыми "руководящими" концепциями так, чтобы в различные моменты мышления мы могли инструктировать ум работать так, как мы того хотим, для быстрого и качественного достижения желаемого результата. Мышление - это навык, который можно улучшить, если мы хотим его улучшить. К фундаментальным инструментам относится ПМИ (плюс, минус, интересно).

Плюс или хорошие аспекты

Минус или плохие аспекты

Интересно или интересные аспекты

Один из крупнейших недостатков мышления состоит в его использовании для поддержки уже сформированного мнения (на основе первого впечатления, краткого размышления, предубеждения или традиции). ПМИ - это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, человек намеренно направляет свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на интересные аспекты. Это выполняется с твердым намерением. ПМИ устанавливает настрой на объективность и сканирование, которое состоит в поочередном взгляде в разные стороны. В конце исследования можно воспользоваться эмоциями и чувствами для принятия решения по интересующему вопросу. Разница состоит в том, что теперь эмоции применяются после исследования, вместо того, чтобы применить их до исследования, предотвращая само исследование. Особого внимания заслуживает аспект Интересно, он учит ум реагировать на интерес, присущий идее, а не только на суждение и ощущения, вызываемые идеей. Мыслитель должен быть в состоянии сказать: "Мне не нравиться ваша идея, но у нее есть ряд интересных аспектов…". Такая реакция нетипична для обыденного мышления. Еще один аспект Интересно состоит в рассмотрении того, ведет ли данная идея к другой идее. Это представление о двигательной ценности идеи. Причем метод ПМИ эффективен как при использовании его учащимися, так и учителем при подготовке увлекательных уроков. "Проверив" любую идею таким способом, учитель не будет сомневаться в эффективности применения ее на уроке. Желая применить этот метод на уроке, учителю самому необходимо просканировать объект изучения. С помощью этого метода детей можно научить мыслить в перспективе, объемно, а не на плоскости, шаблонно. Побуждать искать альтернативы даже там, где все кажется очень простым и привычны. Не случайно привычку называют врагом творчества. В качестве примера использования этой методики привожу фрагмент урока "Конструирование фартука" Когда просканируешь всю информацию таким образом, легче принять более объективное решение. Выбрать, исходя из конкретных условий. Что в одной ситуации плохо (например, полиэтилен плавиться, может прилипнуть к коже), в другой может найти успешное применение (можно склеивать, спаивать, а не сшивать детали). Сам процесс проведения ПМИ напоминает увлекательную игру, в которую дети охотно включаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Математическая регата
Математическая регата - увлекательное соревнование, которое может быть проведено не только во внеурочное время, но и во время уроков. Она проводится с целью активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету. В данном мероприятии представлены задания на различные темы, котор ...

Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...

Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru