А это является существенным плюсом, дети с увлечением повторяют ранее пройденный материал, так как в этом возникает необходимость при решении разнообразных задач (разгадывание кроссворда, "заморочки из бочки"). Показателем подлинного познавательного интереса учащихся может служить то, что когда игра закончилась, а до конца урока еще оставалось время, дети сами предложили продолжить отвечать на вопросы "заморочки из бочки" и делали это с искренним увлечением.
Мы всегда увлечены тем, что у нас хорошо получается. Поэтому можно сказать, что развитие умений, способностей учащихся и стремление сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным - взаимообусловлены. Чем разнообразие принципы действий, которыми владеет учащийся, тем интереснее для него находить и открывать нечто новое, совершенствуя эти принципы.
Так, Эдвард де Боно предлагает инструментальный метод развития мышления. Как плотник знает каким инструментом воспользуется в любой следующий момент для получения желаемого эффекта (каждый инструмент выполняет свою задачу и обладает определенной функцией), так и в мышлении Боно выделяет фундаментальные инструменты мышления. Функция этих мыслительных инструментов состоит в том, чтобы снабдить ум некоторыми "руководящими" концепциями так, чтобы в различные моменты мышления мы могли инструктировать ум работать так, как мы того хотим, для быстрого и качественного достижения желаемого результата. Мышление - это навык, который можно улучшить, если мы хотим его улучшить. К фундаментальным инструментам относится ПМИ (плюс, минус, интересно).
Плюс или хорошие аспекты
Минус или плохие аспекты
Интересно или интересные аспекты
Один из крупнейших недостатков мышления состоит в его использовании для поддержки уже сформированного мнения (на основе первого впечатления, краткого размышления, предубеждения или традиции). ПМИ - это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, человек намеренно направляет свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на интересные аспекты. Это выполняется с твердым намерением. ПМИ устанавливает настрой на объективность и сканирование, которое состоит в поочередном взгляде в разные стороны. В конце исследования можно воспользоваться эмоциями и чувствами для принятия решения по интересующему вопросу. Разница состоит в том, что теперь эмоции применяются после исследования, вместо того, чтобы применить их до исследования, предотвращая само исследование. Особого внимания заслуживает аспект Интересно, он учит ум реагировать на интерес, присущий идее, а не только на суждение и ощущения, вызываемые идеей. Мыслитель должен быть в состоянии сказать: "Мне не нравиться ваша идея, но у нее есть ряд интересных аспектов…". Такая реакция нетипична для обыденного мышления. Еще один аспект Интересно состоит в рассмотрении того, ведет ли данная идея к другой идее. Это представление о двигательной ценности идеи. Причем метод ПМИ эффективен как при использовании его учащимися, так и учителем при подготовке увлекательных уроков. "Проверив" любую идею таким способом, учитель не будет сомневаться в эффективности применения ее на уроке. Желая применить этот метод на уроке, учителю самому необходимо просканировать объект изучения. С помощью этого метода детей можно научить мыслить в перспективе, объемно, а не на плоскости, шаблонно. Побуждать искать альтернативы даже там, где все кажется очень простым и привычны. Не случайно привычку называют врагом творчества. В качестве примера использования этой методики привожу фрагмент урока "Конструирование фартука" Когда просканируешь всю информацию таким образом, легче принять более объективное решение. Выбрать, исходя из конкретных условий. Что в одной ситуации плохо (например, полиэтилен плавиться, может прилипнуть к коже), в другой может найти успешное применение (можно склеивать, спаивать, а не сшивать детали). Сам процесс проведения ПМИ напоминает увлекательную игру, в которую дети охотно включаются.
Актуально о образовании:
Интерактивные методы обучения на уроках технологии.
Из опыта работы
Все описанные в данном реферате интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета. Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить ...
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...
Содержание и формы организации художественно-творческой
деятельности
В современных педагогических исследованиях рассматриваются в основном три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп. В пед ...