Подгруппа "как учить": умения отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; умение находить несколько способов решения одной педагогической задачи, владеть вариативным педагогическим решением.
Третья группа педагогических умений: умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умения видеть сильные и слабые стороны своего труда; оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Важнейшая составляющая любого урока - это то, как учащихся вовлекают в учебно-трудовой процесс, какими приемами формируется у них интерес к труду и чувство удовлетворения от него. Именно здесь закладывается фундамент тех качеств, которые определяют степень подготовленности к самостоятельной трудовой деятельности.
Творчеству по принуждению учить нельзя. Поэтому в процессе обучения должны применяться активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых: беседа, диспут, проектный метод обучения, упражнения на развитие творческого воображения, мозговой штурм и др. Организуя учебную деятельность учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Педагог должен уметь пробуждать в учениках самостоятельность и талант, упорство и веру в свои силы.
На каждом конкретном занятии имеются предпосылки для развития и реализации индивидуальных особенностей учащихся. Ученику должно быть интересно наблюдать, выполнять практические работы, задания творческого характера, анализировать и обобщать факты о теоретической и практической значимости материала.
На уроках могут быть применены следующие формы работы:
выполнять задания по образцу;
предложение нескольких вариантов работы с обоснованием выбора наиболее оптимального;
постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации и поиск путей ее решения;
использование разноуровневых заданий;
создание на уроке игровых ситуаций, проведение урока-игры, урока-соревнования;
лабораторно-практические, исследовательские работы;
подготовка, написание и выступления учащихся с рефератом (возможность более глубоко изучить предложенный материал, проявлять художественные умения при оформлении реферата).
Выполнение творческих заданий практической направленности дает возможность гармонично сочетать умственный и физический труд, развивать воображение. Доказано, что самостоятельность в работе не только стимулирует творчество учащихся, но и существенно активизирует их мыслительные процессы, повышает удовлетворенность учебой. Реализация поставленных задач, связанных с учетом индивидуальных особенностей учащихся (мышления, особенностей памяти, восприятия, развития познавательных интересов, самоорганизации) позволяет создать ситуацию успеха каждому ученику в его личностном росте.
Психологи обращают внимание на то, что личность в целом определяется системой ее потребностей, ценностно-смысловых установок и убеждений. Иначе говоря, степень эффективности обучения зависит не столько от содержания, методов и форм организации обучения, сколько от того, каким образом они станут средством деятельности учителя, какие при этом вызовут реакции учащегося.
Актуально о образовании:
Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...
Мотивационная основа учебной деятельности
При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необходимо выяснить механизм взаимодействия учителя и учащегося, механизм структурирования учебной деятельности. При определе ...
Формирование познавательного интереса в обучении
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия? ” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вклады ...