Понятие «творчество», виды творческих способностей

Страница 1

Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». Отсюда вытекла задача осмысления самого понятия «творчество» – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно зависит оно от многих факторов: памяти, мышления, гибкости ума.

В узком смысле творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественное, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно историческую ценность.

В более широком (и весьма распространенное в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

По словам Выготского Л.С. «Творчество – как электричество, действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепляющая молния, но и в лампочке карманного фонаря».

Существует также точка зрения, что творчество это не только феномен человеческой деятельности, но и например поведение животных, и даже атрибут материи.

Чему же нужно научиться, чтобы быть творческим человеком? Нужно научить удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нужно научить видеть, слышать, ощущать.

Источник художественного творчества – память.

Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое), владеть техникой творчества (приемами ремесла), создать «законченную вещь», то есть произведение.

Ребенок творит потому, что ему это надо сейчас. Серьезной задачей для педагогического коллектива является нахождение удобной формы организации занятий творческой деятельности по интересу.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способности к таланту.

1 этап – игровой.

Ребенок лишь «играет» со своими способностями, применяя к себе различные виды занятий и развлечений.

Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.

2 этап – индивидуальность.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции, взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант, проявляется желание трудиться и достигать высоких результатов.

3 этап – роста.

Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов.

На этом этапе для поддержания творчества очень важны конкурсные задания, концерты или соревнования.

4 этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда становится и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.

Основная задача педагога в этом вопросе – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, которое необходимо любому ребенку. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий и будет принадлежать к творческому виду мышления. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Временные и количественные изменения словаря ребенка
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Основные направления деятельности студента-практиканта
(Фамилия, имя, отчество) _ № п/п Вид деятельности Содержание деятельности Отметка о выполнении Ознакомительная Знакомство с коллективом, детьми, с методическими требованиями и т.д. Знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся. Составление индивидуального плана работы на весь период п ...

Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru