Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся.
Беда школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область "Технология". Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствуют формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
Великий Ян Амос Коменский говорил, что "учение должно быть кратким, приятным и основательным". Хочу лишь остановиться на слове "приятное". Когда приятно? Когда не скучно, интересно. Для осмысления усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Познавательная активность учащихся в конечном счете - решающее условие успешности обучения. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он - интересен ученикам.
Таким образом, важная задача учителя - всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер подлинного познавательного интереса. Привлекательность урока должна заключаться в том, чтобы ученики после урока стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке знаний. Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Нередкость случаи, когда ученики, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учебе.
В каждом уроке должна быть "изюминка". Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
На уроке должен блистать не учитель, а ученик. Дело же учителя, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. Привлекательность урока должна заключаться в том, чтобы ученики после него стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке знаний. И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для того, чтобы больше узнать. А увлекательность учебного процесса является важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной активности учащихся, наличия у них вкуса к познанию, стремления к образованию, положительного отношения к учебе.
К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждавшие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино да Фельтре. Правило же, озвученное Платоном, сводилось к тому, что образование должно образовывать правильные понятия, отсекать все, что мешает осуществлению идеи нравственности и, в первую очередь, ограничить природную чувственность человека. Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая дидактика" Я.А. Коменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны. В трактовке Коменского наглядность понималась как средство привлечения всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Разработанное им "золотое правило" дидактики фактически свело на нет запрет Платона на обращение к чувственному миру ученика. Но для обращения к миру смыслов время пришло намного позднее.
Актуально о образовании:
Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ
диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...
Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания ок ...
Дидактическое обоснование методов проблемного обучения
Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философ ...