Научно теоретические основы исследования

Страница 1

В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на основании которых были выделены следующие научно – теоретические основы исследования:

- о лексике русского языка, представляющую собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня.

- о развитии лексики в онтогенезе, которое обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

- о систематизации лексики в процессе развития ребенка в систему семантических полей. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

- о стертой дизартрии, как речевом нарушении, характеризующемся невнятной, смазанной, малоразборчивой речью, обусловленной стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга

- о наличии вторичных нарушений лексического компонента речевой функциональной системы у детей со стертой дизартрией. С точки зрения уровня несформированности лексического и грамматического строя речи категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи.

- о дифференциальной диагностике нарушений лексической системы при стертой дизартрии. Г.А. Волкова считает, что неточность употребления слов может происходить на основе: звуковой близости слов (клубок – колобок); отождествления наглядной ситуации – замещение названия предмета внешне сходным (сарафан – платье); сходных по своему назначению (тарелка- вилка); ситуационной связи друг с другом (клумба – цветы, марка – конверт); обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразу (душ – кран льет воду); замещения родственных семантических групп, расширения смыслового содержания (идет черепаха, идет по песку); сужение смыслового содержания (зашивает швея, зашивает платье), смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет заземлился),

В нашей работе мы применяем субтесты из методики исследования лексики у детей со стертой дизартрией Е.Ф. Архиповой, поскольку она была разработана применительно к данной группе детей, речевой материал подобран с учетом программы детского сада. Программа исследования, предлагаемая Е.Ф. Архиповой, достаточно обширна и предусматривает диагностику пассивного словаря, активного словаря, исследование семантической структуры слова и лексической системности, исследование словообразования. Кроме того, диагностика предусматривает балльную систему оценки, что позволяет более точно дифференцировать уровень развития лексики у детей со стертой дизартрией.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Первоначальное формирование личности человека
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период среднев ...

Проблемы среднего образования г. Касимов
В Касимове существует развитая система народного образования. Каждый житель города становится ее питомцем с самого раннего возраста. Значение системы образования для города велико. Она должна пополнять кадровый и творческий потенциал экономики и культуры, стать генератором развития города в новых н ...

Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов
За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту уч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru