Уроки традиционной системы до сих пор в огромном своем большинстве строятся на основе авторитарных отношений педагога к детям. Здесь налицо субъектно-объектный тип отношений. С детьми говорят, но не общаются, не "видят" их, не входят в их положение, не сопереживают им, не стремятся понять. Немалое количество учителей, работающих в традиционном педагогическом ключе, основывают свою "педагогику" на трех принципах: "Надо!", "Делай так, как я говорю", "Не морочь мне голову своими вопросами". Здесь гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком, или многословием раздражения и гневливости. Основными чертами таких отношений являются: недоверие к ребенку, убежденность в его несостоятельности; несправедливость по отношению к нему; навязывание своего мнения; противоречие между словом и делом, некорректность, доходящая нередко до унижения ученика; высокая, часто не соответствующая реальности, самооценка своей персоны; энергичный, волевой нажим на ребенка, использование приказа и требования как единственного средства педагогического воздействия; широкое использование драматизированных монологов, угроз и т.п. Такое отношение к ребенку неизбежно ведет к его взвинченности. Иногда удается подавить возбуждение, но какой ценой". Цена действительно велика - отчужденность ребенка от школы и отвращение к учению на всю последующую жизнь.
Совсем другие отношения складываются на уроке в системе развивающего обучения, которое диктует их своей технологией. Традиционные методы обучения предназначены для организации репродуктивной учебной деятельности, которая по своей природе индивидуальна. Работая с классом, учитель фактически организует работу каждого ученика в отдельности. Между тем, учебное исследование, лежащее в основе развивающего обучения, по своей природе коллективно, оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно-распределенной деятельности учащихся, которая может осуществляться прежде всего в форме развернутого коллективного учебного диалога. "Для того чтобы организовать, направлять и поддерживать этот диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения. Но значительно более важную роль играет его педагогическая позиция. Организовать и поддерживать учебный диалог, направляя его в нужное русло, он может только "изнутри", т.е. включаясь в диалог, как один из его участников, чьи предложения, мнение, оценки открыты для критики в той же мере, как и высказывания других участников диалога. Это значит, что в развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом; единственно возможной здесь является позиция делового партнера, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач"
Урок в системе развивающего обучения строится на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципе взаимной зависимости и ответственности, на осознании цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху. Сама методика развивающего обучения содержит в себе огромные воспитательные возможности. Характеризуя развивающее обучение, В.В. Репкин пишет: "При апелляции к личности ребенка не нужны никакие дополнительные воспитательные "инъекции". Ибо здесь воспитание происходит не за счет специальных слов, а межличностного творческого общения" Именно поэтому развивающее обучение способствует формированию познавательного интереса у учащихся, без которого невозможна искренняя вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития. Эффективное и гармоничное обучение возможно только на основе учета естественной логики познавательного развития школьника.
Актуально о образовании:
Понятие о стилистике
Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). Стилистика – довольно молодая наука и потому име ...
Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их
пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...
Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...