В чем же состоит конкретное отличие урока в системе развивающего обучения от урока традиционного?
Такое отличие заключается прежде всего в общих целях осуществления урока.
В традиционной системе обучения урок преследует цель вооружения учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которого развитие личности является как бы следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие отдельных психических функций (мышления, внимания, памяти и т.д.). Такой урок направлен еще на одну цель: подготовку ребенка к жизни, связь преподавания с жизнью. Спрашивается, что же жизнь ребенка начинается после школы? Разве он в школе не живет полноправной увлекательной жизнью?
Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Это урок, направленный на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни.
В зависимости от цели различается и профессиональная позиция учителя. В традиционном уроке учитель учит в прямом смысле этого слова: показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет, оценивает. Вся его деятельность направлена на объяснение чего-то. Он - центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.
В уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения учитель является организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Педагог же организует коллективно-распределенную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие "изнутри" как равноправный участник диалога.
Он объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, объективирует, советует, совещается, предотвращает, когда необходимо, специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения, воодушевляет, проявляет поощряющую требовательность, закрепляет авторитет ученика среди товарищей. Суть и основа всех этих и других действий педагога направлена на то, чтобы превратить учебную деятельность учащихся в целостную и полноправную их жизнь в школьный период развития.
Естественно, что урок, основанный: на развивающем обучении, меняет и позиции ученика.
В ходе традиционного урока ученик выступает как объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Это вызывает у ученика ощущение собственной беспомощности, ибо в такой ситуации, как говорится, "игра идет в одни ворота", работает одна учительница, а ученики нередко или явно скучают, или занимаются иными делами, но только не учатся. На таком уроке ученик не развивающаяся самобытная личность, а материал для работы учителя. Подход к ученику как к "объекту" обучения привёл в конечном счете к его отчуждению от процесса учения и превратил его из цели в средство работы школы.
В уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения, ребенок является субъектом обучения - источником энергии, активности, деятельности. Он не ученик, а учащийся, он главный работник на уроке. На таком уроке учебная деятельность ученика - это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и развитие самого себя. Если на традиционном уроке деятельность идет от учителя, то здесь деятельность идет от ребенка, сам процесс приобретения знаний приобретает характер учебной деятельности.
И, конечно же, уроки в традиционной системе отличаются от уроков в системе развивающего обучения качественно разными взаимоотношениями учителя и учащихся.
Актуально о образовании:
Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике
Самостоятельная работа студентов не является новым явлением в высшей школе. Более того, как определяет исследовательница СРС О.В. Рогова, „проблема совершенствования организации самостоятельной работы всегда была в центре внимания педагогической науки и вузовской практики”. Все исследователи педаго ...
Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...
Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан). Тревожность – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Скло ...