Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская помощь и обучение по специальным программам.
Для нашей страны в современной ситуации эта проблема ещё более очевидна. Очевидно также и то, что здоровье детей не может быть ведомственной проблемой только Министерства здравоохранения, что зафиксировано множеством правительственных документов и документами различных ведомств.
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, что для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:
А) проведение оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки и создать условия в общеобразовательных учреждениях для оздоровительной и развивающей работы с детьми; Б) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; В) организации мониторинга состояния здоровья детей от самого рождения; Г) улучшение организации питания в образовательных учреждениях.
В связи с создавшимся положением последние 10 лет во всем мире идет интенсивная работа по качественному изменению школьного здравоохранения. Приоритетным направлением его становится профилактическая работа.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников, поступающих в первые классы средней общеобразовательной школы, составляет около 10 %, более 20 % детей имеют дефицит массы тела и 50 % детей имеют хронические заболевания.
У детей, только ещё перешагнувших порог школы, уже в первом классе наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере (до 50%), нарушения зрения (45%), осанки и стопы (38%), заболеваний органов пищеварения (до 30%). К девятому классу количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз. На этапе выпуска из школы лишь 10% учащихся могут считаться здоровыми. У 40-50% выпускников имеется хроническая патология, у 45-50% - морфофункциональные отклонения. Отмечается при этом, что в подавляющем большинстве случаев хронические заболевания у детей «выросли» из имевших ранее место морфофункциональных отклонений. На смену таким смертельно опасным болезням, которые еще в начале XX века уносили сотни тысяч жизней, - чуме, черной оспе, холере, сыпному тифу – пришли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезни цивилизации». К ним относятся нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения, гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, неврозы, психические расстройства.
При анализе результатов медицинских осмотров отмечен процесс ухудшения физического состояния учащихся. Специалисты фиксируют рост детских заболеваний, наблюдается рост патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и зрения. По статистике у 25% детей к 14 годам наблюдается какое-нибудь хроническое заболевание, или даже несколько.
Примером может служить средняя общеобразовательная школа №3 города Болхова.
В 1 «Б» классе 18 человек. У одного ученика энурез, у двух – сколиоз, у одного - миопия.
В 1 «А» классе 27 человек. У двух учеников энурез, у четверых – сколиоз, у одного – артрит.
Во 2 «А» классе 19 человек. У одного – астма, у четверых – сколиоз, у одного – миопия.
Во 2 «Б» классе 21 человек. У одного – невроз, у пятерых – сколиоз, у одного – дальнозоркость.
В 3 «А» классе 23 человека. У трех – сколиоз, у двух – миопия.
4 «Б» классе 23 человека. У одного – аллергия, у одного – пелонефрит, у шести – сколиоз, у одного – гастрит.
Актуально о образовании:
Решение задач на нахождение части числа и числа по
части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав ...
Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...
Пути
повышения активности и самостоятельности учащихся
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложе ...