В современной личностно - ориентированной парадигме образования, при акцентировании его гуманистических приоритетов, справедливо утверждающих, что не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку, эта позиция подвергается решительному переосмыслению. Существование и живучесть школьной дезадаптации как педагогического явления напрямую соотносятся с несовершенством, грубыми подсчетами в самой системе школьного образования, предпринимаются заслуживающие внимания попытки выделить в ней ведущие факторы, становящиеся источником патогенного влияния на ребенка.
Г.Ф.Кумарина обращает особое внимание на отрицательное воздействие следующих укоренившихся в школе традиций:
- привычной позы детей во время учебного процесса - согбенной, напряженно-неестественной. Исследования показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10-15 мин ребенок испытывает нервно - психические нагрузки и стрессы, сравниваемые с теми, что переживают космонавты при взлете;
- обедненный природными стимулами учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание образно - чувствительного восприятия мира, суждение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей;
-вербального (словесно - информационного) принципа построения учебного процесса, « книжного» изучения жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что дети не могут свободно реализоваться и реализовать заложенный в них природой потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить;
- дробного поэлементного изучения знаний, умений и навыков, разрушающего целостность мировосприятия и миропонимания у детей;
- чрезмерного увлечения методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально - образному. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции–воображения. И как следствие, к раннему формированию шизоидной психической конструкции.
Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования М.М. Безруких в числе негативных факторов, действующих на ребенка в школе, выделяет: стрессовую тактику авторитарной педагогики, интенсификацию учебного процесса; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; недостаточную квалификацию педагогов в вопросах развития ребенка и охраны здоровья, массовую безграмотность в этом отношении родителей.
Также один из сильнейших факторов ухудшения здоровья детей связано с непомерными учебными перегрузками в школе, это не раз обсуждалось педагогами, гигиенистами, физиологами, психологами. Школа стала школой болезней. Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объём и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок. Современная « формально - рассудочная » школа, построенная на малоподвижности ребенка, опасно не только учебными перегрузками, но и механизмом разрушения здоровья, который информирует в учебном процессе активность: тела и органов чувств, отдавая приоритет интенсивно-программирующим методом обучения. Все это приводит к тому, что дети в процессе обучения находится в состоянии хронического чувственного угнетения и чувственного недоразвития. Определенная группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, связана с тем, что школы не имеют специализированных программ направленного формирования физических и учебно-познавательных основ, трудового потенциала ребенка, в частности зрительно - информационного, зрительно - ручного, микропроцессорного.
Всё это приводит, к тому, что дети в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно - моторном, психо - эмоциональном и нервно - вегетативном напряжении. Отмечены, виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии, близорукости, нарушения осанки, нервных расстройств и т. д. Поистине страшные цифры выдаете беспристрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, обусловливает снижение работоспособность, высокую утомляемость, ухудшение здоровья.
Актуально о образовании:
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...
Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социаль ...
Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он я ...