Первое и основное требование к современному педагогическому процессу - содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню развития данной науки, а методы обучения - уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с доступными им принципами научного исследования и методами изучаемой науки путем решения учебных проблем - непременное условие научности обучения и его развивающего воздействия.
Второе требование к учебному процессу - необходимо систематически создавать проблемные ситуации, соблюдать логику познавательного процесса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, обусловливающих развивающий характер учебного процесса. Сказанное не означает, что сущность понятий усваивается учащимися только путем самостоятельного открытия. Она раскрывается в основном тремя путями:
а) созданием проблемных ситуаций и объяснением материала учителем (т.е. учитель сам ставит проблемы и показывает способы их решения), или б) созданием проблемных. ситуаций и организацией самостоятельной поисковой работы учащихся, или в) сочетанием этих двух путей. Все они связаны с доказательством. В первом случае учитель дает образец рассуждений и доказательства, во втором доказывают учащиеся (самостоятельно или с помощью учителя), в третьем - совместное доказательство.
Третье требование - обязательное сочетание слова и наглядности, использование современных технических средств обучения (ТСО) для формирования в сознании ученика взаимосвязанных образов и картин, развитие его чувств. Применение наглядных образов и ТСО повышает производительность учебного труда, разнообразит методы, позволяет экономить время, облегчает управление процессом усвоения.
Четвертое требование - обязательное сочетание обучения с целенаправленным воспитанием. Необходимо систематически искать приемы связи обучения с жизнью, приемы усиления мировоззренческого аспекта обучения.
Пятое требование - необходимо систематически возбуждать интерес к учебному материалу, теме, формировать познавательные потребности, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие педагогического такта и юмора, доступного пониманию учащихся, наличие атмосферы переживания факта, события повышает активность учебного процесса.
Шестое требование - необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом - индивидуальных и возрастных особенностей ученика; дифференциация и индивидуализация обучения, учет психологических особенностей учеников - условие работы каждого из. них в доступном ему темпе, условие управляемости учебного процесса (чтобы управлять процессом учения, надо видеть связь между своими действиями и предполагаемыми результатами действий школьников, надо обязательно иметь обратную информацию), условие предотвращения перегрузки учащихся.
Седьмое требование - систематически актуализировать прежние знания, умения и навыки для реализации принципа доступности.
Восьмое требование - формировать умения и навыки учащихся путем применения их знаний на практике, путем обязательного выполнения ими упражнений, практических и лабораторных работ.
Актуально о образовании:
Установка и внимание в обучении
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя); рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий ...
Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...
Применение интерактивных форм, методов и приёмов на
уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...