Рекомендуемые лексические упражнения
1. Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например:
а) деревянный (каменный), одноэтажный
б) деревянный, красный
в) деревянная, длинная
г) круглый, резиновый
д) круглый, большой, зеленый е).круглое, румяное
дом карандаш удочка мяч арбуз яблоко и т.д.
2. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.).
3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.) Ниже приводятся примеры таких упражнений.
Упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.
а) прилагательные: невеселый (грустный), храбрый (смелый);
б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело).
К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:
Образец: невысокое дерево — низкое дерево;
неширокая тропинка — узкая тропинка.
Составляемые синонимические пары:
нехороший поступок (плохой поступок);
нетрудная работа/задача (легкая работа/задача);
неглубокий(-ое) ручей/озеро (мелкий(-ое) ручей/озеро);
недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.
Игра «Повтори, не ошибись»(синонимы)
Самолеты водят летчики, пилоты,
Очень нравятся им эти самолеты.
По трассам, дорогам, шоссе
И ходим, и ездим мы все.
Радость и веселье царили в Новый год,
У елки новогодней был радостный народ.
В театрах актеры, артисты.
А где же тогда футболисты?
Обман, неправда и ложь –
Ты этим не проживешь!
Была у нас тайна, секрет,
Но больше секретов нет.
У нас были мечты и грезы
О весенних цветах, о розах.
Машина и автомобиль
Из сказки превратились в быль.
По сравненью с воробьем наш пеликан
Настоящий был гигант и великан.
Дом огромный, большой, громадный -
Это было нам очень отрадно.
День пасмурный, унылый и дождливый -
Все мелкий дождик шел неторопливо.
День ясный, безоблачный, светлый, погожий,
На что-то хорошее очень похожий.
Был он смелым, храбрым и отважным,
Что для жизни нашей очень важно.
Шепот тихим был, негромким и неслышным,
Заглушал его шум листьев старой вишни.
Путь был трудным, нелегким, тяжелым,
Но в пути я был бодрым, веселым.
Человек он недобрый и злой,
Обойди ты его стороной.
Устали, утомились мы в пути
И рады были вновь домой прийти.
Спешить, торопиться не надо без толку.
Не надо и плакать, рыдать без умолку.
Упражнение «Скажи наоборот»
а) слова-определения (признаки): большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, первый (последний); мягкий (жесткий); бедный;
б) слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь, холод;
в) глагольная лексика: потерять, ломать, закрыть, вошел, снять (повесить);
г) наречия: холодно, высоко, далеко, горячо, вверху, впереди, спереди и т.д.
Выявление лексического запаса ребёнка, особенностей понимания и употребления слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы в логопедической группе ДОУ и определения её методик.
Актуально о образовании:
Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...
Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...
Организация работы по развитию познавательной активности
детей в процессе аппликации из природного материала
Создание условий для аппликативной деятельности. В настоящее время существует множество методических рекомендаций, при помощи которых можно в полной мере осуществить решение задач по развитию творческих способностей, познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала ...