В ходе онтогенеза ребенок постепенно овладевает языковыми средствами: происходит накопление и качественное совершенствование словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний, постепенное овладение смысловым значением слова, повышение уровня обобщения усваиваемых слов.
Речь является основным средством человеческого общения, инструментом мышления. Слово, писал Л.С. Выготский, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Именно поэтому различные исследователи в качестве особо значимых для готовности ребенка к школьному обучению характеристик речевого развития выделяют, помимо произвольности овладения речью и способности к грамматически правильному построению предложений, уровень развития словарного запаса.
Одним из наиболее распространенных нарушений в развитии речи является стертая дизартрия: по данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с ОНР до 50% детей, а в группах с ФФНР – до 35% детей имеют стертую дизартрию. Выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление многих общеупотребительных слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов, т.е. нарушения формирования большинства компонентов речевой функциональной системы, многих языковых процессов. В то же время авторы констатируют тот факт, что вопросы диагностики и методики коррекционной работы, а именно вопросы обогащения и активизации словарного запаса дошкольников с дизартрией, формирования различных компонентов значения слова в процессе специального коррекционного воздействия, разработаны пока недостаточно.
Вышеперечисленные положения подтверждает актуальность проблемы исследования особенностей лексического развития речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией.
Объект исследования:
процесс развития лексики в онтогенезе.
Предмет исследования:
особенности лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией.
Цель исследования:
изучить особенности лексического развития детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией и выявить специфику логопедической работы по коррекции словаря.
Гипотеза:
Учитывая несформированность различных компонентов речевой системы у детей со стертой дизартрией, можно предположить, что лексическая сторона речи у этих детей будет иметь определенные недостатки, логопедическая коррекция которых будет способствовать преодолению данного нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования
- заключается в обобщении существующих данных о специфике нарушения лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Практическая значимость работы
состоит в том, что результаты данного исследования позволят расширить представления о характере нарушений лексики у данной категории детей, что будет способствовать обоснованию методов и приемов логопедической работы по обогащению номинативного, предикативного и атрибутивного словаря у детей 5 - 6 лет с дизартрией.
Задачи:
1. Анализ литературных данных по проблеме развития лексики в онтогенезе, нарушений формирования словаря у дошкольников со стертой дизартрией.
2. Разработка методики исследования лексики, выбор методов обработки результатов исследования.
3. Проведение констатирующего эксперимента (исследование состояния лексики у дошкольников со стертой дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием).
4. Сравнительный анализ проявлений нарушения лексики у дошкольников со стертой дизартрией.
5. Разработка методических рекомендаций для логопедической работы в дошкольном учреждении по коррекции лексики, определение конкретных методов коррекции лексической подсистемы языка у дошкольников со стертой дизартрией (в соответствии с полученными результатами обследования).
Методы:
теоретические, экспериментальные, статистические.
Актуально о образовании:
Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших
школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...
Организация работы по развитию познавательной активности
детей в процессе аппликации из природного материала
Создание условий для аппликативной деятельности. В настоящее время существует множество методических рекомендаций, при помощи которых можно в полной мере осуществить решение задач по развитию творческих способностей, познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала ...
Организация фенологических наблюдений
Организация фенологических наблюдений, имеющих научное значение, требует создания в школе постоянно действующего фенологического кружка. К его работе рекомендуется привлекать учеников начиная с 5-го класса. Нет надобности в слишком большом кружке. Вполне достаточно, если в нем занимается 15-20 чело ...