Необходимость формирования у осужденных правильного мировоззрения и нравственности. Доводя до аудитории информацию необходимо связывать ее с интересными жизненными фактами, с практикой. Обучение должно осуществляться в тесной связи с раскрытием путей применения в общественной жизни. Чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, нужно каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Также материал должен быть доступен всей аудитории. Он требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся-осужденных, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Лучше всего сделать занятия наглядным. Опыт и исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Дискуссия по рассмотренным темам должна меть коллективный характер, необходимо создавать условия для активной работы учащихся в коллективе и в то же время индивидуально подходить к каждому. Индивидуальный подход учитывает личностные особенности осужденного с целью вовлечения его в коллективную работу.
Активизировать образовательную деятельность осужденных, усилить воспитательный аспект обучения позволяет применение разных методов и приемов. Методы учебной деятельности - это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются их способности. Метод отличается от педагогического приема. С помощью различных методов учащиеся усваивают основное содержание учебного материала. Приемы же позволяют углубить усвоение отдельных вопросов, тем. Методы взаимодействуют в организации учебной деятельности, один метод предполагает «работу» другого метода. Наиболее приемлемой в теории и на практике является классификация методов по видам деятельности, по источникам получения знаний, умений и навыков учащихся.
В соответствии с этой классификацией основные методы обучения можно объединить в следующие группы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, состоятельная работа с учебниками и книгами.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы, эксперимент.
Задача № 2.
Осужденный Иванов стал молчаливым и замкнутым. Начальнику отряда никак не удается вызвать его на откровенный разговор. На вопросы: «Как дела? Не случилось ли что? » осужденный отвечает: «Все нормально, все в порядке». Начальник отряда убежден, что Иванов что-то скрывает. И чем взволнованнее, участливее воспитатель задает вопросы, тем более неохотно осужденный отвечает.
Вопрос 1. Какие педагогические правила подготовки и проведения индивидуальной беседы должен знать воспитатель?
Вопрос 2. Какие из них в данной ситуации забыл начальник отряда?
Беседа как метод пенитенциарно-педагогических исследований организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, уровня криминальной зараженности, отношений осужденных). В данном случае изучаются взаимоотношения, общение, взаимодействия осужденного с коллективом.
Актуально о образовании:
Диагностика качества развития умения осуществлять
самоконтроль в учебной деятельности младших школьников
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...
Цели место и изучения физики в общеобразовательной
школе
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: фор ...
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...