Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Новое о образовании » Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя

Страница 2

И конечно же, нужно продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись, в основном, в процессе урока, а не по его окончанию, то есть формативное оценивание, с разработанными дескрипторами, способствующими повышению мотивации в обучении и к обучению.

Модуль "Обучение критическому мышлению" предполагает следующие этапы работы:

I. Вызов - вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

II. Этап осмысления - пропускают через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

III. Рефлексия - осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

На своих уроках я использую эти три фазы урока, начиная уроки, я практически никогда, не называю тему урока сама, а создаю такую ситуацию, когда учащиеся сами называют тему урока и ставят цели и задачи самостоятельно, то есть вызываю у них интерес к теме урока, способствующий актуализации знаний и повышению мотивации. Например, в 8 классе при изучении темы "Спорт в нашей жизни" я развешала иллюстрации к данной теме. Первый слайд в презентации был посвящен этой теме, поэтому ученикам не составило труда назвать тему урока. В 5 классе по теме "Времена года и погода" учащиеся просмотрели мультфильм и тоже правильно назвали тему, поставили цели и задачи урока самостоятельно. На этапе осмысления учащиеся работают в группах и парах, в зависимости от задания. Например, на тех же уроках в 8 и 5 классах учащиеся работали сначала в парах, составляя диалоги. Развитие критического мышления через диалог - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Диалогическое обучение Александера (2004) предполагает, что непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личными способами (Руководство для учителя стр. 167). Учащиеся работают в парах, составляя свои диалоги, доказывая и аргументируя свои высказывания, ведь как известно, это способствует их активному вовлечению в обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем). Я считаю, что работа в парах, это хорошая платформа для дальнейшей работы в группе. Для работы в группах, я применяю различные способы деления на группы в зависимости от темы урока (Времена года, спорт, страны, предметы, четыре стены и так далее) и, конечно же, группы тоже разные. Если мне нужно, чтобы происходило взаимообучение, то я делю учащихся так, чтобы в группе были учащиеся с разной мотивацией. Так создается зона ближайшего развития, по существу она включает все знания и навыки, которые человек еще не может освоить и продемонстрировать самостоятельно, но способен обучаться под руководством. Согласно Выготскому, зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем его актуального развития, определенное с помощью задач, решенных самостоятельно и уровнем возможного расстояния, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более способными сотоварищами (Руководство для учителя стр.143). Например, работа с текстом в таких группах проходит очень оживленно, особенно когда учащиеся читают тест и делают пометки на полях (чтение с пометками - insert reading) и заполняют таблицу. Работая с текстом в группе, учащиеся сами решают, как они будут работать, принимая самостоятельно решения внутри своей группы, иногда ученики с повышенной мотивацией помогают ученикам с низкой мотивацией, вместе читая и разбирая тест. Иногда каждый сам работает с текстом, а потом в группе разбирают свою позицию, сравнивая, анализируя и аргументируя, приходят к общему решению. Так же учащиеся составляют кластеры. Метод "Mind Map" - карта памяти, я обычно применяю при проверке знаний, например, лексики, после прохождения определенной темы в учебниках, в конце каждого раздела, начиная с 6 класса (учебные комплексы по ГОСО - Аяповой Т.) есть лексические слова по всему разделу и этот метод хорош в том, что дается, например, ключевое слово (тема) и ученики пишут все слова связанные с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...

Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru