Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка

Страница 4

* отсутствие пропусков и нарушений порядка следования элементов запоминаемого ряда;

* отсутствие ошибок по типу зеркального изображения, трансформации фигуры в знак, изменения и искажения фигур;

* соблюдение строки;

* успешное отсроченное воспроизведение запоминаемого зрительного ряда.

2. Для дошкольников с ОНР требуется специально организованная работа по формированию графо-моторных навыков письма

Проведенное нами экспериментальное изучение направленно на исследование функционального базиса графо - моторных навыков письма (зрительно-пространственных отношений, серийной организации движений, зрительной памяти, моторики и собственно графо - моторного компонента), которое проводились с помощью методик А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, М.М. Безруких. Сравнительный анализ полученных данных показал, что практически во всех пробах дошкольники с ОНР допускали больше ошибок, чем их ровесники с нормальным речевым развитием.

Основываясь на полученных данных о взаимосвязи между несформированностью графо - моторных навыков со зрительно-пространственными отношениями, с серийной организации движений, моторикой и зрительной памятью, нами была проведена коррекционно-педагогическая работа по формированию графо-моторных навыков письма, в которой использовались приемы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой, А.В. Антоновой и др.

После анализа эффективности коррекционно-педагогической работы нами были получены данные о том, что дошкольники с ОНР, с которыми проводилась специальная коррекционно-педагогическая работа в течение года, допускали намного меньше неточностей и ошибок, чем дошкольники с ОНР в начале учебного года. Общие показатели набранных баллов по всем исследуемым функциям после проведения специальной коррекционной работы приближаются к показателям набранных баллов дошкольников с нормальным речевым развитием.

Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике формирования графо-моторных навыков с помощью специальной коррекционно-педагогической работы.

Из вышесказанного следует, что проблема нарушений письма, весьма актуальна, поэтому использование упражнений, направленных на развитие графо-моторных навыков и их функциональной базы (зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений, зрительной памяти, моторики, собственно графо-моторного компонента), несет профилактическую функцию.

Таким образом, проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:

1.Формирование графо-моторных навыков требует полноценной сформированности функционального базиса: зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений, зрительной памяти и моторики.

2.Изучение компонентов функционального базиса графо-моторных навыков письма показало, что дошкольники с ОНР демонстрировали ряд отличий по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. Отличия носили количественный и качественный характер. У детей отмечается:

*слабое развитие пальцевой моторики;

* недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;

* недостаточное развитие зрительной памяти и зрительно-пространственных представлений;

* отсутствие плавности линий;

* медленный темп выполнения предложенных заданий.

3. Проведенная многоплановая коррекционно-педагогическая работа по формированию графо-моторных навыков была направлена на формирование и развитие:

* зрительно-пространственных отношений (узнавание изображений и их контуров; формирование зрительного слежения, развитие зрительно-моторной координации);

* мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков, упражнения для пальчиков, сопровождаемые речитативом, предметная деятельность);

* серийной организации движений;

* зрительной памяти;

* собственно графо-моторного компонента (графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания);

4.Анализ результатов контрольного эксперимента показал: проведенная работа позволила добиться положительных результатов при формировании графо-моторных навыков. Отмечается:

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Школа в контексте развития культуры Вятского края
Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учител ...

Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru