В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческой направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.
Чем в большей степени человек самостоятелен в постановке целей деятельности, поиске средств для ее осуществления и оценке результата, тем в большей мере его можно охарактеризовать как творческую индивидуальность. Творческий человек сам определяет ценность своего произведения, она не зависит ни от похвалы, ни от критики других. Для творчества необходимо присутствие трех интеллектуальных способностей:
Синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления. Именно эти способности подразумеваются в большинстве своем, когда речь идет о творческих способностях, о способностях произвести что-то помимо имеющегося, помимо уже существующего. Иными словами, синтетической способностью называется способность генерировать необычные, интересные идеи. Часто, когда мы думаем о творческой личности, мы имеем в виду человека, который особенно хорошо мыслит синтетически, видит связи, невидимые для других людей, умеет увидеть новое целое среди разрозненных и на первый взгляд несвязанных частей.
Аналитической способности, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нет. Под этой способностью мы обычно понимаем умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать идеи. В большинстве случаев творческая личность, применяя аналитические способности, способна проранжировать идеи и приступить к разработке наиболее продуктивных и обещающих идей. Более того, творческой личности необходимо использовать аналитические способности для того, чтобы уметь проработать замысел творческой идеи и, возможно, проверить ее.
Практически-контекстуальной способности убедить других в ценности идеи, иными словами, продать творческую идею другим. Эти способности обычно соотносятся с умением превращать теорию в практику и находить абстрактным идеям практическое применение.
Аналитическая способность, используемая при отсутствии двух других, приводит к сильно развитому критическому, но не творческому мышлению. Синтетическая способность в отсутствии других двух приводит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тщательной проверке, чтобы, во-первых, оценить их потенциал и, во-вторых, заставить их работать. Развитая практически-контекстуальная способность при отсутствии двух других может привести к ситуации купли-продажи определенных идей не на основе их реальной стоимости, а на основе умения убедить кого-то купить или продать что угодно. Итак, креативность требует сбалансированного сочетания синтетических, аналитических и практических способностей. Тот, кто имеет лишь синтетические способности, имеет новаторские идеи, но не может определить, какая из его собственных идей заслуживает особого внимания, и, уж, во всяком случае, не будет знать, как продать ее. Тот, кто мыслит аналитически, может отлично критиковать идеи других людей, однако, скорее всего, не может порождать свои собственные идеи. Тот, кто имеет только практические способности, может быть отличным торговым агентом, но при этом далее не подозревать, какими идеями (или товарами) он торгует - имеющими незначительную ценность, вообще никому не нужными или подлинно творческими. Таким образом, содействуя развитию креативности, нам необходимо обеспечить баланс этих трех видов способностей, развивая и поощряя каждую из них.
Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).
Направленность учителя - ярко выраженной творческой индивидуальности - характеризуется наличием ценностей, убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности педагога; гуманистической доминантной личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; наполнением глубоко личностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.
К личностным качествам, которые характеризуют творческую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональную погруженность в ход событий; наличие педагогических способностей, артистичность, экспрессивные способности, обаяние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искренность.
Актуально о образовании:
Пути и методы реализации межпредметных связей
Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основе содержания учебного материала и на подготовленности учащихся к изучению химии на уровне межпредметных связей. На пер ...
Сущность творческой активности личности
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников. Проблему развит ...
Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного
обучения
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на п ...