Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения

Как известно, большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности.

При поступлении слабовидящего ребёнка в школу первичные и вытекающие вторичные отклонения приводят к школьной дизадаптации и трудностям усвоения учебной программы. Одним из важных видов деятельности в младшем школьном возрасте считается овладение письмом. А в силу особенностей восприятия у слабовидящих младших школьников на начальных этапах овладения письмом возникают трудности, а в дальнейшем это приводит появлению дисграфических расстройств.

Наличие дисграфии у младших школьников с нарушениями зрения затрудняет им и без того нелегкий процесс обучения. Поэтому нарушения письма у младших школьников с нарушениями зрения и их взаимосвязь с особенностями восприятия является актуальной для тифлопедагогики, тифлопсихологии, специальной психологии и логопедии.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связаны с именами таких ученых как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Григорьева Л.П. и др.

Проблемой изучения особенностей нарушения письменной речи у разных категорий аномальных детей занимались и занимаются такие исследователи: И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, Р.Н. Лалаева, И.В. Серебрякова, С.В. Зорина, Р.Д. Тригер, А.Н. Корнев, Е.И. Скиотис, Е.А. Логинова и др.

Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования.

Цель данного исследования – выявить особенности восприятия, распространенность и виды дисграфий у младших школьников с нарушениями зрения, проследить их взаимосвязь и изучить особенности коррекционной работы с данной категорией детей.

Предмет исследования – взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.

Объект – особенности восприятия и дисграфические расстройства у младших школьников с нарушениями зрения.

Исследование проводилось на базе комплекса школа – детский сад для слабовидящих детей. Исследование проводилось в течение 6 недель в период со 2 апреля по 12 мая 2008года.

Исходя, из цели и обозначенного предмета исследования были поставлены следующие задачи:

Проанализировать литературные источники по проблеме.

2. Охарактеризовать клинико-психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с нарушением зрения.

3. Выделить теоретические подходы к изучению взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами.

Выявить и квалифицировать ошибки в письменных работах младших школьников с нарушениями зрения.

Изучить методики коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения.

Организовать эксперимент по данной проблеме.

Проанализировать результаты исследования и составить выводы.

Оформить материалы исследования в виде дипломной работы.

Гипотеза исследования – дисграфические расстройства у детей с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны с особенностями восприятия и для успешного их преодоления необходимы правильно подобранные диагностические методики и системная коррекционная программа.

Для проведения исследования нами были использованы такие методы, как анализ литературных источников; эмпирические и интерпретационные методы.


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования
педагогический школьник внеклассный образование Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознани ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru