Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Страница 1

Итак, помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих.

У слабовидящих младших школьников наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, как отмечает Ю.А. Кулагин. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами. Резкое снижение скорости зрительного восприятия буквосочетания, а также геометрических фигур, цифр установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, вторичной катаракте, глаукоме. При письме отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия. Исследователями выявлено отрицательное влияние снижение зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Как было прописано выше, наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Из выше сказанного следует вывод о том, чтобы вовремя предупредить предпосылки нарушений и преодолеть школьную дизадаптацию, и в том числе ошибки при письме, у детей с нарушениями зрения необходима правильно подобранная, с учетом имеющегося дефекта, системная коррекционная работа.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приёмами обучения, приёмами специальных средств наглядности.

В коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, следует подбирать такие формы и приёмы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих компенсаторную функцию, создадут у ребёнка положительный эмоциональный настрой и позволят решить специфические задачи, связанные с его воспитанием и обучением.

При организации занятий особое внимание необходимо обращать на возможности использования сохранного зрения у данной категории детей. Каждому ребёнку подбирается наглядный материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объёмности. На занятиях педагогом широко используются рельефные картинки, натуральные предметы, муляжи, специальные наборы игрушек для тактильного их опознания, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений, звучащие игрушки для дифференциации звуков.

В логопедические занятия включаются игры, способствующие зрительному восприятию, проводятся физкультминутки в сочетании с гимнастикой для глаз. Одновременно проводится работа по формированию пространственных представлений, воспитывается умение понимать и выполнять речевые инструкции, требующие определённой пространственной ориентировки.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, имела специфическую направленность, проводилась в тесном взаимодействии с другими специалистами (тифлопедагогом, психологом, учителем, врачом-офтальмологом) охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности детей.

Итак, для успешного преодоления нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения логопедом составляется специальная коррекционная программа, с учетом выше сказанного, в которой будут следующие направления работы:

- развитие качеств зрительного восприятия;

- развитие зрительного восприятия и расширения объёма зрительной памяти;

- формирование умений и навыков пространственного ориентирования;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие мелкой моторики и осязания.

Специальные коррекционные занятии по развитию указанных направлений проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Бернадской, И.В. Блинниковой, Л.И. Солнцевой; Л.В. Рудаковой; Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской И.Н. Садовниковой; Е.В. Мазановой.

По первой методике преимущественно работает тифлопедагог, однако некоторые задания может применить на своих занятиях со слабовидящими младшими школьниками в игровой форме и учитель-логопед.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...

Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...

Упражнения, предваряющие работу над текстом
Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста. Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки. После такой предварительной работы учащимся предлагаетс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru