Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения.
В задачи данного исследования входили:
1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых.
2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей экспериментальной группы.
3. Проследить взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами у детей экспериментальной группы.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс описательных, оценочных и объяснительных методов, методы статистического анализа, в частности: диагностику усвоения детьми графем, оценку навыков графического моделирования слова, анализ графических характеристик письма, беседу с детьми, изучение личных дел и медицинских карт учащихся (в которых, особое внимание мы уделяли заключению и рекомендациям офтальмолога) и опрос родителей, учителей и воспитателей.
Экспериментальное изучение особенностей письма младших школьников с нарушениями зрения с нарушениями зрения осуществлялось в 3 этапа:
I этап.
Обследование младших школьников и выявление страдающих нарушениями и трудностями формирования письма.
II этап.
Осуществление специального углубленного обследования детей с нарушением письма, с недостатками в звукопроизношении.
Задача – дифференциальная диагностика расстройств письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, степени её выраженности.
III этап.
Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
- детальное уточнение симптоматики дисграфии в каждом отдельном случае;
Поставленные задачи также предполагали специальный подбор методик, которые позволили бы решить поставленные задачи. Нами использовался комплекс экспериментальных методик и приемов, в который вошли:
1. Методики оценивания навыков письма.
2. Методика диагностики усвоения детьми графем и звукобуквенных связей.
3. Методика анализа графических характеристик письма.
4. Методика оценивания навыков графического моделирования слова.
Для изучения и оценки состояния навыка письма мы воспользовались методами, предложенными А.Н. Корневым и И.Н. Садовниковой. Изучение навыка письма заключалось в оценке операций символизации (то есть буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии).
Мы продиагностировали особенности усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей. Опыт проводился с группой детей. Им предлагалось выполнить три вида заданий:
1. Подобрать из разрезной азбуки названные им буквы.
2. Записать буквы (сточные и прописные) и слоги под диктовку (в случае забывания предлагалось обозначать букву точкой):
а) строчные буквы:
п. и, ш, т, м, щ, з, ц, е. г, л, д, у, б, э. ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х
б) прописные буквы:
Г, З. Д, Р, М, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ
в) слоги:
ас, мо, осе, ри, мя, жу, ац, кор, пла, глу, чит, бач, крет.
3. Списать буквы с их печатного изображения:
О, Б, А, Д, П, У, Т, Л, М, Ш, Н, Й, З, Е, С.
Следующим этапом нашей работы явился анализ каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Для диагностики нарушений моторного компонента письма нами был использован тест Кортиса [Краснопольский Э., Столпова М., 1927] и данные Гурьянова (1962). Детям предлагалось как можно быстрее писать фразу: «Маша пришла в школу» в течение 2 минут. Затем подсчитывалось среднее количество знаков, написанных за 1 минуту по формуле:
Количество знаков, написанных за 2 мин.
В таблице 3 приведены возрастные нормативы теста Кортиса.
Таблица 3 - Возрастные нормативы теста Кортиса (Э. Краснопольский, М. Столпова, 1927)
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки | ||
Среднее количество знаков за 1 мин. |
Среднее отклонение |
Среднее количество знаков за 1 мин. |
Среднее отклонение | |
8 |
28,0 |
1,6 |
27,0 |
2,8 |
9 |
26,4 |
7,0 |
28,0 |
5,2 |
10 |
29,6 |
6,0 |
28,4 |
5,8 |
11 |
33,9 |
10,0 |
40,4 |
11,8 |
Актуально о образовании:
Расчет основных показателей учебной деятельности
К основным показателям учебной деятельности необходимо отнести средний балл, процент качества обучения и СОУ. Данные показатели рассчитываются учителями и заносятся в журналы, ведется статистика данных показателей. Данные показатели были рассчитаны для каждого проведенного урока по модульной технол ...
Морфологический анализ
Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам. Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Благодаря э ...
Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...