Построение текстов с большим объемом лексического материала и с включением определенного числа новых слов (при отсутствии прочих требований) предполагает наличие мыслительной операции, связанной с ориентировкой в логических связях текста, в том числе и языковой догадке.
В связи с этим целесообразно введение тренировочных упражнений для развития соответствующего умения.
Можно предложить следующие упражнения на развитие умения догадки о значений незнакомой лексики:
1. Интернациональных слов - путем соотнесения со словами родного или другого иностранного языка, известного учащимся.
Capitalism, demonstration, sputnik.
2. Сложных слов - путем мысленного анализа и соотнесения со знакомыми элементами слов.
3. Производных слов - путем соотнесения со знакомыми элементами слов.
4. Конвертированных слов - путем соотнесения со знакомыми корнями слов.
5. Корневых слов - по сходству с корнем родного языка: А) полному (по структуре и значению)
Б) частичному (по написанию и звучанию) - путем соотнесения со словами родного языка.
6. Слов:
А)с помощью контекста - путем опоры на потенциально знакомые слова;
Б) путем установления синтаксической функции слов;
В)путем установления ассоциативной связи с ключевыми словами;
Г) путем соотнесения с имеющимися в тексте противопоставлениями или антонимами;
Д) путем соотнесения с имеющейся дефиницией, описанием или общим содержанием текста;
Е) путем соотнесения со значением большего контекста.
7. Слов - путем соотнесения этимологической общности со знакомыми словами другого иностранного или родного языка.
8. Слов - путем ономатопоэтической догадки, когда звучание слова передает его значение.
9. Слов - по действию или назначению предмета.
10. Слов - по принадлежности предмета к определенной категории вещей.
Догадки о значении целых предложений или отрывков текста путем соотнесения с общим его содержанием или большим контекстом.
иноязычный текст понимание чтение
Мы можем выделить типы упражнений, стимулирующих активную самостоятельную работу учащегося в процессе обучения беспереводному чтению.
Упражнения по совершенствованию техники чтения
А. Упражнения, предваряющие работу над текстом.
Б. Упражнения, проводимые после чтения текста.
Цель упражнений предваряющих работу над текстом - создание определенной направленности мысли учащегося перед чтением незнакомого текста для более легкого восприятия его содержания и развития устной речи учащегося.
Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста, а также создать необходимую направленность мысли учащегося перед чтением, развивая одновременно и его устную речь в плане слушания.
Актуально о образовании:
Конспект занятий
На основании рабочего плана тренер составляет конспект на каждое занятие (табл. 4). В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность как средства для решения задач, раскрывает методические приемы, строго регламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущих за ...
Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...
Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, п ...