Анализ и разрешение конфликта, как составляющая коммуникативных способностей

В третьей главе я хочу затронуть, по моему мнению, важную тему касающуюся конфликтов, которые могут возникнуть в процессе педагогической деятельности и просто в жизненных ситуациях. Анализ и разрешение конфликта это важное коммуникативная способность педагога.

Очень важно определить из-за чего возник конфликт, его очаг, зная причины возникновения того или иного спора, предпринять какие-то конкретные шаги по предотвращению их (причин) действия намного легче, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Р. Л. Кричевским. Условно можно представить в виде 3 основных групп причин:

Причин, порожденных психологическими особенностями личностных взаимоотношений;

Причин вызванных учебными и трудовыми процессами;

Коренящихся в личном своеобразии людей.

Также в нашей стране встречаются причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни, которые игнорировать, просто нельзя.

Конкретно, остановимся на группе причин, созданных трудовым процессом. Для многих коллективов они являются главными источниками возникновения конфликтных ситуаций.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием неких объединений людей в группы, эстетическими различиями людей, культурными, действиями преподавателя или руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают состояния друг друга, намерения, не считаются с мнениями каждого отдельного человека).

И дополнительно, о возникновении конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, иногда «загоняющие» нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свои эмоции, держать себя в руках, агрессивность, низкий уровень самоуважения, высокая принципиальность, повышенная тревожность, некоммуникабельность.

Далее остановимся на очень важном моменте. Мы зачастую усматриваем конфликты там, где в действительности их нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с людьми как безоблачные, когда конфликт уже прогрессирует. Эту человеческую особенность заметила Петровская Л. А.

В её схеме анализа межличностного конфликта отлично видно, что конфликт может быть адекватно, неадекватно, или ложно понимаем.

В 1 случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во 2 случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует на самом деле и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует реальности.

В 3 случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но стороны рассматривают свои отношения как конфликтные.

Петровская Л. А. еще две реально допустимые ситуации:

когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается;

когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.


Актуально о образовании:

Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала
Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятел ...

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети»
Прежде чем говорить о понятии «трудный ребёнок», нужно иметь представление о том, кого и на каком основании можно считать ребенком. В соответствии с Семейным Кодексом РФ, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru