Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических специальностей

Новое о образовании » Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических специальностей

Тема исследования: «Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических специальностей»

На мой взгляд, в условиях современного развития педагогических дисциплин, наряду с приобретением общих знаний, приоритетной задачей является, хорошая подготовка всего педагогического состава коммуникативным способностям. А также необходимо заняться проблемами формирования личных качеств и культуры у студентов. Ведь культура считается творческим принципом жизни личностей и общества в целом; в философии ее причисляют к умению, доведенному до уровня искусства и нравственно важной целью. Всё это необходимая мера для создания устойчивых и стабильных коллективных отношений.

Задачи в высшем профессиональном образовании менялись, и менялись существенно на разных стадиях развития общества. В связи с этим, для высших учебных заведений становится важным поиск путей совершенствования.

На сегодняшний день, получение навыков формирования коммуникативных умений у студентов педагогических специальностей, является актуальным вопросом.

Это подтверждается в ходе исследований, в беседах с бывшими выпускниками педагогических вузов, со студентами и специалистами, работающими в сфере педагогической деятельности.

У многих авторов в исследованиях отмечается недостаточная готовность студентов к практической деятельности, включающей коммуникативную сферу и эффективное управление персоналом, в творческом подходе к сложным ситуациям.

Нужны доработки в образовательные процессы обучения студентов педагогических специальностей. Должны быть учтены такие важные аспекты, как содержание образования, закономерности, принципы и методы организации целостного педагогического процесса, основные положения которых отражены в трудах, Бабанского Ю.К., Беспалько В. П. и др.

В вопросах воспитательного воздействия на студентов актуальным в настоящее время стало гуманистическое направление, в основу положены идеи известных педагогов: Макаренко А.С., Локка Д., Песталоцци И.Г., и др.

«Коммуникация» - научная дисциплина. (также известная как теория коммуникации, коммуникационная наука и даже коммуникология (Яковлев И. П.), коммуникативистика или коммуникатика, а в западно - европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто - communications), «коммуникации -- взаимодействия -- интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни общества и человека, а также сам этот процесс и его результаты.

Содержание педагогической профессии вместе со спецификой работы с информацией, которая принимается, актуализируется и прорабатывается через сознание, включает построение взаимоотношений с окружающими с целью организации производственной деятельности, заявить о себе миру, общение между людьми. Все это, вместе взятое, определяется понятием «коммуникация» и характеризуется как обмен информацией в процессе производственного и общественного взаимодействия. Для педагога умение общаться, быть коммуникабельным профессионально важно и необходимое качество.

( Согласно Яковлеву И. П., под «коммуникацией» как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др.)

Коммуникация – делится на 2 основных вида. Это словесные сообщения (такую коммуникацию называют вербальной) и несловесные сообщения (такую коммуникацию называют невербальной). Под «невербальной коммуникацией» понимают язык тела (жесты, позы, мимику, тон голоса, темп речи, дистанцию, запах и т.д.). Согласно исследованиям ученных, в среднем человек одновременно осознанно воспринимает 7 - 8 объектов. Поэтому существует такой механизм как внимание. Способность человека сосредотачиваться на информации значимой для него и отсеивать незначимую. Инструментами служат фильтры, у каждого свои индивидуальные – приобретенные и врожденные в результате воспитания и общения с другими людьми в течение всей жизни. И в связи с этим у каждого образуется своеобразная манера общения (сленг), который понятен ему и людям которые окружают его. «То, что было сказано – это не то же самое, что было услышано».

«Способности» - в психологии детально исследована природа и сущность понятия «способности», закономерности их развития, разработаны типологии способностей и взаимосвязь различных типов. При этом коммуникативные способности представляют собой сложную иерархическую систему, с одной стороны включенную в общую структуру способностей человека, с другой стороны, выступающую как часть структуры личности (В.Н., Мясищев, А.Г. Ковалев, A.A. Леонтьев и др.)

«Коммуникативные способности» – это комплексное многоэтапное личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик человека, а также ее операционно-технические и социально - перецептивные знания и умения, обеспечивающие нормальную культуру общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки:

социально – перецептивный блок;

личностный блок;

операционно - технический блок.

Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.

Кидрон А.А. под коммуникативными умениями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения присоединяться в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия которые повторяются, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели».

Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

«Коммуникативные способности» – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

«Невербальное поведение людей неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения».

На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир человека, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди очень быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся внешним факторам, но язык тела менее податлив и выдаёт настоящие эмоции человека.

Как было сказано ранее, на этапе интенсивного развития политической и экономической жизни общества и происходящих изменений в системе высшего профессионального образования, возросла важность изучения и учета личностных характеристик и особенностей студентов психолого-педагогических факультетов. Это связано с высокой ответственностью профессии педагога, с расширением поля его профессиональной деятельности.

Одним из центральных свойств личности и профессиональным инструментом педагога являются коммуникативные способности. Они выступают более важным, системообразующим компонентом его профессиональной деятельности. Развитие и функционирование коммуникативной среды человека напрямую связаны с проблемами общения, профессиональных отношений и межличностного взаимопонимания.

Низкий уровень развития коммуникативных умений ведет ко многим серьезным проблемам происходящих в практике педагога. В этой связи исследования коммуникативных умений человека становятся предметом пристального внимания у научных деятелей, которые занимаются педагогической психологией.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема способностей подробно отражена в работах (Т.И. Артемьевой, Дружинина В.Н., A.A Бодалева, Э.А Голубевой, Ковалева А.Г., Платонова К.К., Лейтеса Н.С., Крутецкого В.А., Леонтьева А.Н., Небылицина В.Д., Мясищева В.Н., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Мерлина B.C., Шадрикова В.Д. и многих др).

В изучении коммуникативных способностей существует большое многообразие теоретических и экспериментальных подходов. В работах педагогов и психологов определены соотношения понятий коммуникативные свойства личности с коммуникативными способностями (Г.С. Васильев, К.К. Платонов), с коммуникативностью (Ханин Ю.Л.), с коммуникативным потенциалом личности (Рыжов В.В., A.A. Бодалев ), с коммуникативной компетентностью (Емельянов Ю.Н., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Сидоренко Е.В., Растянникова П.В., Данцигер К., Джонсон Д.У., Уайменн Дж., Спицберг Б., Куницына В.Н., Хабермас Ю. и др ).

При этом обусловленность содержания коммуникативных умений условиями общения, в том числе требованиями профессии ( Петровский A.B., Леонтьев A.A., и др.).

В прикладных психолого - педагогических исследованиях нашли ряд проблем содержания и структуры коммуникативных способностей в конкретных видах профессиональной деятельности и в частности в студентов - педагогов.

Некоторые авторы указывают на необходимость специально организованной мероприятий по совершенствованию коммуникативных способностей и компетенций педагога. Дискутируется вопрос о видах и содержании коммуникативных способностей студентов различных специальностей (И.Р. Алтунина, Алехина И.В., Андриенко A.C., Гаврилова И.К., Кривцова О.В., С.Е. Зайцева, Иванова С.Г. и др.).

Существует ряд исследований, изучающих методы и формы подготовки педагогов в вузе, в частности развития личностных свойств будущих педагогов, включая способности.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению коммуникативных способностей личности, на сегодняшний день недостаточно исследований, в которых были бы представлены особенности их развития у студентов-педагогов в процессе обучения в вузах. Очень мало работ, в которых была бы показана система психологического обучения студентов-педагогов, направленная именно на развитие такого базового профессионального инструментария, как коммуникативные способности.

Все вышеописанное позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования коммуникативных способностей студентов-педагогов в процессе обучения в высших учебных заведениях, и что предпринимается для совершенствования студентов.


Актуально о образовании:

Конструкция асинхронных машин с короткозамкнутым ротором
Конструкция асинхронной машины с короткозамкнутым ротором представлена на рисунке 1. Статор машины состоит из магнитопровода 2, трехфазной разноименнополюсной обмотки 20, выводные концы которой с помощью выводной коробки 13 присоединяются к сети переменного тока и станины 1. Активными элементами ст ...

Организация собственной деятельности учащихся на уроке
В настоящее время интенсивно развиваются различные теории обучения. Мнения ученых, занимающихся процессуальной стороной обучения, по многим вопросам расходятся. Однако они едины в том, что в основе развития (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность школьника. Таким ...

Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru