Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 3

Приведем список требований, которые предъявляются к учителю одаренных детей:

- доброжелательность и чуткость;

- знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

- наличие позитивного педагогического опыта работы;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;

- иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

- иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний .

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Важной составляющей организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников является обеспечение высоко квалифицированной индивидуальной и консультативной помощи детям, родителям и педагогам. Родителям должна предоставляться необходимая информация о перспективах развития ребенка, его сильных и слабых сторонах, о необходимой в данный период поддержке. Следует учитывать, что даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у участников образовательного процесса, требующих помощи психолога.

В обществе уже сложилось представление о том, “что такое” одаренный ребенок. Оно носит обобщенный, стереотипный характер и не содержит, в силу понятных обстоятельств, индивидуальных характеристик. Такое обобщенное представление таит в себе опасность нивелирования, так как не способствует пристальному изучению каждого ученика во всей его индивидуальности. Как и все другие, одаренные дети не похожи друг на друга по диапазону и своеобразию своих способностей, личностным характеристикам. Эти различия следует учитывать в учебных программах. В гибкой программе признаются различия, как в уровне развития познавательных процессов, умений и навыков, так и предпочтений определенного индивидуального стиля работы.

Подбор учителей должен основываться не только с учетом их компетентности и умения находить индивидуальный подход к ученикам. Для формирования творческого мышления и поведения у детей большое значение имеет наличие образцов творческого поведения у значимых взрослых (родителей, учителей, реферетных личностей), наличие творческой атмосферы развития и творческой среды. Следовательно, при подборе учителей следует учитывать и такой личностный фактор, как творческие способности .

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, учитель своими вопросами подводит ученика к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний.

Задача учителя - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Таким образом, педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников возможна при своевременной диагностике возможностей, умении проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, адекватном содержании обучения, внедрении личностно-ориентированной и развивающей технологий, наличии позитивного педагогического опыта работы педагогов, побудительно-интенсифицирующей деятельности учителя.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников, мы пришли к следующим выводам:

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Цели место и изучения физики в общеобразовательной школе
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: фор ...

Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru