Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента

Новое о образовании » Творческая активность на уроках литературы » Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента

Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек.

В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьников в процессе обучения использовались следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Для выявления уровня творческой активности, детям была предложена анкета, цель которой получить от школьника раскрытый полный ответ на поставленный вопрос с творческим подходом, возможно с предложением своей собственной идеи, показать свое отношение к обучению вообще.

Результаты анкетирования оценивались по следующим критериям: творческий подход к ответу, количество положительных ответов, полнота ответа. Результаты показали, что большинство опрошенных детей не стремятся принимать участие в каких-либо творческих мероприятиях, без особого интереса выполняют необычные задания учителя, не находят поддержку со стороны родителей в решение трудных задач.

В итоге отношение учащихся к творческой деятельности было рассмотрено нами на четырех уровнях: высоком, недостаточно высоком, среднем, низком.

Для измерения уровня развития творческой активности были использованы тестовые задания.

Для определения уровня волевого усилия в интеллектуальной деятельности применялась методика Боязитовой В.И. "Нерешаемая задача". В ситуации манипулирование с нерешаемой задачей испытуемые начинают активно демонстрировать свои волевые качества.

Детям младшего школьного возраста предлагается собрать три картинки. Первая состоит из одного предмета, разделенного на 4-6 частей, и собирается относительно легко. Вторая состоит из двух предметов – большого и маленького (также разделена на 4-6 частей). Третья картинка также состоит из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет – по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей.

Критерии оценки: активное или неактивное демонстрирование своих волевых качеств.

Для определения уровня развития любознательности использовался тест-игра "Вопрошайка". Детям предлагались 2 сюжетные картинки. Каждый ребенок должен был задать не менее одного вопроса к картинке. Дети записывали вопросы, а экспериментатор фиксировал ответы. Критерии оценки: количество заданных вопросов, их оригинальность.

Основу всякой творческой деятельности составляет воображение. Поэтому в нашем исследовании главным критерием оценки творческих работ было развитие творческого воображения и фантазии.

Учащимся был предложен тест Торранса, где были даны определенные графические элементы. Необходимо было дополнить их, чтобы получился завершенный рисунок.

Критерии оценки: оригинальность, разработанность, степень разнообразия решений по каждому номеру.

Далее было предложено учащимся изобразить несуществующих животных. Такой тест характеризует тип воображения, общий подход младших школьников к заданию.

Критерии оценки – оригинальность, полнота выполнения.

Анализ выполнения тестовых заданий и творческих работ был рассмотрен нами на четырех различных уровнях.

В результате проведенного констатирующего эксперимента мы дифференцировали всех учащихся по четырем уровням сформированности творческой активности. Каждая группа была выделена на основании качественного проявления показателей творческой активности.

Приведенные уровни творческой активности детей послужили ориентиром для последующей экспериментальной работы и помогли определить степень творческой активности детей.

При отнесении учащихся к группам с определенным уровнем творческой активности был избран такой подход, при котором отнесение учащегося к данной группе осуществлялось путем установления превалирования определенного уровня по показателю над другим. Итак, были выявлены уровни развития творческой активности детей в ходе констатирующего эксперимента .

Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с низким и средним уровнем проявления творческой активности детей.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме творческой активности детей дает возможность полагать, что для ее развития могут быть использованы различные методы и средства. На наш взгляд одним из условий развития творческой активности может быть использование в процессе обучения литературному чтению системы творческих упражнений.

С целью развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения (по программе Бунеевых) мы перешли ко второму этапу работы – формирующему эксперименту.


Актуально о образовании:

Предпосылки формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
лексика ребенок стертая дизартрия Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык пред ...

Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...

Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания
В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru