Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза

Страница 2

И колыбельные песни, и пестушки, и потешки, и прибаутки - все это художественные произведения, и их восприятие соответствует законам восприятия человеком искусства. А как показали исследования нейрофизиологов, в процессе восприятия искусства уровень активности обоих полушарий одинаков. Таким образом, в процессе слушания (и подпевания) ребенком колыбельных песен происходит интеграция левополушарных и правополушарных функций головного мозга. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, играли, исполняя потешки, развлекали прибаутками и сказками, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети…

Необходимо отметить следующий важный факт. Потребность в общении у ребенка становится осознанной к двум с половиной месяцам его жизни. Именно в этот период ребенок начинает сам проявлять активность в своих действиях, призывая взрослого к общению, а значит и детерминирует формирование осознанной потребности общения у ребенка.

Раннее детство – сензитивный период для воспитания чувства милосердия ко всему, что окружает человека. И духовное восхождение, и духовное очищение может быть впервые осуществлено в младенчестве под воздействием музыки. В процессе приобщения ребенка к культуре на этом этапе онтогенеза огромное значение приобретает его художественная деятельность. Возросшая самостоятельность младенца позволяет ему обратиться к ее новому виду: изобразительному искусству.

Следующий этап детского развития (3-6 лет) является во многом определяющим в становлении направленности личности. Ребенок открывает для себя мир взрослых, "с их деятельностью, их функциями, их отношениями" и овладевает не столько предметными действиями, сколько отношениями.

Детство - явление историческо. Культурное наследие, в отличие от биологического, не передается генетически. Овладеть культурой предшествующих поколений можно только творчески. Велико значение в этом плане образов сказочных героев. Сказка - произведение искусства. Сказка позволяет ребенку найти собственное решение насущных жизненных проблем. Резко возрастает роль искусства в юношеском возрасте. Но, как культурная - потребность в общении с искусством возникает не спонтанно, сама по себе, а только в результате целенаправленного художественного воспитания и образования Отсутствие последнего приводит к драматическим последствиям;

На новом этапе онтогенеза - начале профессиональной деятельности - востребованность личностью искусства целиком и полностью определяется формированием и развитием его художественно-творческого потенциала. Можно отметить жесткую корреляцию между отношением человека к искусству и уровнем его духовности.

И, как уже было сказано ранее, при благоприятном ходе онтогенеза на заключительном этапе жизненного пути может произойти «прорыв» к новому качественному росту личности, в том числе и в плане художественного развития. Многочисленные примеры внезапного открытия человеком в себе художественного таланта - тому подтверждение.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Некоторые приемы повышения интереса учащихся к самостоятельной учебной деятельности
Повышение интереса учащихся к учению – важная составная часть учебного процесса. Общеизвестно, что человек достигает наилучшего результата труда, когда работа вызывает интерес и выполняется на высоком эмоциональном подъеме. Почему же так происходит? Процесс учения включает в себя три последовательн ...

Связь цели и содержания воспитания
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или ...

Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru