Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Страница 2

Несомненно, древние греки хорошо понимали значение эмоций в воспитании человека. Отсюда доминирование в системе образования предметов, непосредственно воздействующих на формирование и развитие эмоционального отношения к миру - предметов художественного цикла (по современной классификации). Так как музыка а глазах греков сливалась с высшей моральной культурой, они придавали большое значение ее преподаванию.

Таким образом, общая направленность античного образования на «высвобождение естественных возможностей человека» обусловила его художественную доминанту. В процессе исторического развития античной школы происходит смещение центра преподавания от мусических искусств к риторике. Распад полисной системы приводит к вычленению художественного начала из всенародной жизни, искусство начинает восприниматься как досуг, который «безвреден», «приятен» и «благороден». Ведущими искусствами в художественном образовании грека, в период архаики и, отчасти, классики были мусические искусства (музыка, танец, слово), способствующие выявлению сверхличного, коллективного ритма жизни, ибо основная ценность культуры на ранней стадии ее развития - недифференцированная целостность и общность. При этом необходимо отметить, что ведущие искусства художественной культуры античности (пластические) вовсе не являются таковыми в сфере воспитания и образования. Более того, они занимали весьма скромное место в школах Древней Греции, обучение ваянию, живописи в основном было специализированным, подготавливающим к будущей профессии.

Древние греки воспринимали искусство прагматично. Две функции искусства имели большую значимость в культуре античности: эстетическая и воспитательная. «Для древнего грека все, что красиво - правильно, эстетические категории становятся этическими - чтобы человека воспитать правильно, его надо воспитать художественно. Поэтому искусство сводится в основном к воспитательной функции, являясь самодостаточным

.» Отношение к искусству как к средству для достижения педагогической цели было единым.

Таким образом, направленность образования в античности отличает стремление воспитать человека в целом (а не подготовить «узкого специалиста»), развивая те качества личности, которые способствуют преобразованию самой личности. Греки открыли неограниченные воспитательные возможности искусства, в первую очередь музыки, создали такую систему школьного образования, в которой гармонично сосуществовали предметы, формирующие ум, развивающие тело, наполняющие душу.

Культура феодализма, как новый этап исторического развития культуры, отличается от предшествующих ей культур стабильной и жесткой инвариантной структурой. Это первая культура в истории человечества, которая предстает как система субкультур, ибо для феодального общества характерна «строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев», что порождает соответственные культурные модификации. Но это и первый тип культуры с ярко выраженной духовной доминантой, определяющей в цепом направленность развития и субкультур, и самого человека как творца культуры и творимого ею. Высшей ценностью для средневекового человека была его бессмертная душа. Воспитание духовных лиц, обучавшихся в монастырях и соборных школах, являлось основной задачей средневекового образования. Предметы в школах западной церкви разделялись на религиозные и нерелигиозные. Развитие города в эпоху средневековья, приобретаемая городом самостоятельность и свобода рождала потребность горожан иметь образовательные заведения, отвечающие их положению и требованиям. Вследствие этой потребности и возникли городские школы. Рациональная направленность жизни и деятельности горожанина обуславливает отсутствие искусства как предметов преподавания в этих школах.

Крестьяне «образовывались» в церкви, прежде всего, художественно, ибо их общение с Богом происходило посредством художественного слова, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Художественное воспитание и образование в средневековье развивалось. В художественном развитии личности в эпоху средневековья четко прослеживаются две линии. Одна из них связана с воздействием искусства на внутренний духовный мир человека, другая - с гедонистическим восприятием искусства.

Начиная с Возрождения все явственнее проявляется тенденция, наметившаяся уже в античности - видеть идеал личности в образовании ума. В высказываниях итальянских гуманистов о содержании образования, способного сформировать тип идеальной личности, искусство присутствует в основном как форма «изящного досуга». В культуре Ренессанса главным признаком и проявлением человеческой природы объявляется речь, риторика становится царицей всех наук.

Реформация вызывает к жизни новое явление - народные школы. Закладывается фундамент системы общего образования, ибо народные школы предназначались для всех. Музыка в народных школах была обязательным предметом. Новая тенденция культуры - стремление учить всех.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Место науки о стилях в школьной практике
Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике. Основной ...

Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый э ...

Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru