Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры

Страница 2

Несомненно, древние греки хорошо понимали значение эмоций в воспитании человека. Отсюда доминирование в системе образования предметов, непосредственно воздействующих на формирование и развитие эмоционального отношения к миру - предметов художественного цикла (по современной классификации). Так как музыка а глазах греков сливалась с высшей моральной культурой, они придавали большое значение ее преподаванию.

Таким образом, общая направленность античного образования на «высвобождение естественных возможностей человека» обусловила его художественную доминанту. В процессе исторического развития античной школы происходит смещение центра преподавания от мусических искусств к риторике. Распад полисной системы приводит к вычленению художественного начала из всенародной жизни, искусство начинает восприниматься как досуг, который «безвреден», «приятен» и «благороден». Ведущими искусствами в художественном образовании грека, в период архаики и, отчасти, классики были мусические искусства (музыка, танец, слово), способствующие выявлению сверхличного, коллективного ритма жизни, ибо основная ценность культуры на ранней стадии ее развития - недифференцированная целостность и общность. При этом необходимо отметить, что ведущие искусства художественной культуры античности (пластические) вовсе не являются таковыми в сфере воспитания и образования. Более того, они занимали весьма скромное место в школах Древней Греции, обучение ваянию, живописи в основном было специализированным, подготавливающим к будущей профессии.

Древние греки воспринимали искусство прагматично. Две функции искусства имели большую значимость в культуре античности: эстетическая и воспитательная. «Для древнего грека все, что красиво - правильно, эстетические категории становятся этическими - чтобы человека воспитать правильно, его надо воспитать художественно. Поэтому искусство сводится в основном к воспитательной функции, являясь самодостаточным

.» Отношение к искусству как к средству для достижения педагогической цели было единым.

Таким образом, направленность образования в античности отличает стремление воспитать человека в целом (а не подготовить «узкого специалиста»), развивая те качества личности, которые способствуют преобразованию самой личности. Греки открыли неограниченные воспитательные возможности искусства, в первую очередь музыки, создали такую систему школьного образования, в которой гармонично сосуществовали предметы, формирующие ум, развивающие тело, наполняющие душу.

Культура феодализма, как новый этап исторического развития культуры, отличается от предшествующих ей культур стабильной и жесткой инвариантной структурой. Это первая культура в истории человечества, которая предстает как система субкультур, ибо для феодального общества характерна «строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев», что порождает соответственные культурные модификации. Но это и первый тип культуры с ярко выраженной духовной доминантой, определяющей в цепом направленность развития и субкультур, и самого человека как творца культуры и творимого ею. Высшей ценностью для средневекового человека была его бессмертная душа. Воспитание духовных лиц, обучавшихся в монастырях и соборных школах, являлось основной задачей средневекового образования. Предметы в школах западной церкви разделялись на религиозные и нерелигиозные. Развитие города в эпоху средневековья, приобретаемая городом самостоятельность и свобода рождала потребность горожан иметь образовательные заведения, отвечающие их положению и требованиям. Вследствие этой потребности и возникли городские школы. Рациональная направленность жизни и деятельности горожанина обуславливает отсутствие искусства как предметов преподавания в этих школах.

Крестьяне «образовывались» в церкви, прежде всего, художественно, ибо их общение с Богом происходило посредством художественного слова, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Художественное воспитание и образование в средневековье развивалось. В художественном развитии личности в эпоху средневековья четко прослеживаются две линии. Одна из них связана с воздействием искусства на внутренний духовный мир человека, другая - с гедонистическим восприятием искусства.

Начиная с Возрождения все явственнее проявляется тенденция, наметившаяся уже в античности - видеть идеал личности в образовании ума. В высказываниях итальянских гуманистов о содержании образования, способного сформировать тип идеальной личности, искусство присутствует в основном как форма «изящного досуга». В культуре Ренессанса главным признаком и проявлением человеческой природы объявляется речь, риторика становится царицей всех наук.

Реформация вызывает к жизни новое явление - народные школы. Закладывается фундамент системы общего образования, ибо народные школы предназначались для всех. Музыка в народных школах была обязательным предметом. Новая тенденция культуры - стремление учить всех.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Понятие величины. Свойства величины
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное ме ...

Общие приемы организации заучивания учащимися материала на уроке
Дозировка материала по объему. На одно занятие учитель должен предлагать ученикам небольшое количество фактов, причем они должны быть иллюстрированы соответствующими примерами и поставлены во взаимную связь. Следует помнить, что с увеличением количества фактов, подлежащих запоминанию, время, необхо ...

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
монтессори обучение школа педагогический Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru