При выполнении заданий субтеста 3, несмотря на то, что задание было модифицировано под специфику исследуемых детей, каждый исследуемый ребенок все же испытывал большие затруднения при рассматривании бланков и нуждались в пояснении и дополнительном времени на выполнение задания.
Проанализировав результаты диагностики восприятия и результаты обследования письма мы увидели, четкую взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения. Как то, что у детей с меньшим количеством баллов при выполнении субтестов на определение уровня восприятия, тем в письменных работах оптические ошибки более разнообразны, и также преобладают по количеству и имеют стойкий характер.
Как указывают авторы методики недостатки зрительно – пространственного восприятия приводят к трудностям формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушению соотношения элементов, спутыванию сходные по конфигурации букв, цифр, написанию лишних элементов или не дописыванию элементов букв и цифр. А мы экспериментально стали очевидцами вышесказанного. В письменных работах детей с нарушениями зрения продиагностировали наличие трудностей формирования письма и в работах 50% учащихся присутствовали все варианты оптичесой дисграфии. Что стало ещё одним подтверждением того, у детей с нарушениями зрения в силу их дефекта, безусловно, возникают трудности восприятия, и что становится причиной многих трудностей в обучении, одной их которых является трудности формирования письма.
Обобщая данные, полученные с помощью проведенного исследования, можно сделать вывод, что младшие школьники с нарушениямизрения нуждаются в специально организованной поэтапной комплексной коррекционной работе с учетом индивидуальных особенностей детей.
В настоящей работе рассматривалась взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.
Младшие школьники с нарушениями зрения в период обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывают значительные трудности. Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечёт за собой возникновение зрительной депривации.
Исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения дисграфии встречаются во много раз чаще, чем у нормальновидящих детей.
Анализ исследований последних десятилетий показал, что нарушения письма у детей с недостатками зрения связаны с несколькими аспектами: недостатками зрительно-пространственного восприятия и сформированными на этой основе неполноценными оптико-пространственными представлениями графических образов букв, обуславливает недифференцированность представлений о графически сходных формах букв; неточные движения пальцев руки, которые являются следствием недоразвития мелкой моторики, которая также формируется под контролем зрения. Среди других причин нарушения письма у детей с нарушениями зрения назывались недостатки звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, несформированность лексико-грамматического строя и связной речи, то есть нарушение речевого развития.
Актуально о образовании:
Ориентированный процесс случайного блуждания как метод прогнозирования
Применение аналитических и статистических моделей связано с априорным поиском структуры этих моделей чаще всего при ограниченной информации о характере развития процесса. Определение параметров статистической модели и оценка точности прогноза требуют к тому же наличия необходимых статистических дан ...
Развитие речи в детском саду
В данном параграфе представлены занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета. Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушива ...
Сущность учебной деятельности
Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности. Что же представляет собой та деятельность, в которой происходит процесс развития индивидуальности? Какова ее структура и функции? Каким должно быть обучение, чтобы оно развивало учеников? Рассмотрим эти вопросы. На каждом этапе сво ...