Современные мультимедийные, печатные и экранные пособия, рационально сочетаясь с демонстрациями опытов, органически входят в общую систему учебного процесса. В настоящее время разработано новое учебное оборудование для кабинетов физики, позволяющее на достаточно высоком уровне обеспечить учебные опыты по всем разделам курса физики образовательных учреждений.
Демонстрационные эксперименты, подготавливаемые и проводимые учителем для всего класса, позволяющие целенаправленно наблюдать изучаемые физические явления, зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, они подготавливают учащихся к практикумам и решению экспериментальных задач.
Фронтальные лабораторные работы. Фронтальный метод лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего, он даёт возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Фронтальные занятия позволяют включать в поиски решения той или иной задачи одновременно весь класс, что в значительной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала.
Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают возможность в конце урока коллективно обсудить и оценить результаты, полученные каждым звеном учащихся, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы.
Физические практикумы. Фронтальные лабораторные работы не позволяют сформировать у учащихся экспериментальные умения в обращении с современными техническими приборами и установками, так как при их выполнении используется самое простое учебное оборудование. Для решения этой задачи служат физические практикумы. Содержание, цели и методика их проведения иные, чем фронтальных лабораторных работ. На физических практикумах учащиеся выполняют разные работы и более сложные, чем фронтальные лабораторные работы, охватывающие ряд изученных тем или разделов курса физики, используя более сложное техническое оборудование. Физический практикум целесообразно проводить в профильных классах и классах с углубленным изучением физики.
Главная цель практикума — повторение, закрепление, обобщение и углубление основных вопросов пройденного материала. Успешное выполнение его предполагает владение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками. Поэтому практикумы целесообразно ставить как небольшие самостоятельные исследования учеников.
Физические практикумы, организуются после изучения большого раздела или всего годового курса физики. В задачу таких практикумов в основном входит развитие большей самостоятельности учащихся, дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и умений, ознакомление с более сложными приборами, методами измерений и т. д.
Таким образом, физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему естественнонаучных знаний. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания должно проводиться при изучении всех разделов курса физики.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры. На профильном уровне, кроме знания и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки.
Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике.
Актуально о образовании:
Практическая реализация заданий по физике с целью
формирования естественнонаучных умений
Решение физических задач. Проверка знаний и умений учащихся по физике, проводимая в рамках ЕГЭ, показала, что с заданиями базового уровня сложности справляются около 67 % выпускников средней школы, с заданиями повышенного уровня сложности – около 40 %. Наибольшее затруднение вызывают задания высоко ...
Место и роль художественного образования и
воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...
Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...