Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 4

Франк считал, что в процессе воспитания и обучения педагог должен способствовать культурной самоидентификации ребенка, осознанию своей принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в мировой культуре.

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937 гг.), - выдающийся русский философ и педагог, психолог и механик, критик и религиозный деятель. Пройдя жестокие уроки Первой мировой и гражданской войн, он пытался донести до общества то, к чему пришел сам: каждый человек, - личность, "человек культуры", Богочеловек, яркая индивидуальность. Он считал, что в процессе воспитания и обучения личность и педагог, для обогащения опыта, должны обращаться к православной вере, богословию, искусству, эстетике и истории как к средству спасения от вредных факторов внешнего мира и как к главному судье в борьбе между добром и злом внутри себя.

По мнению Флоренского, культурное ядро в процессе формирования такой личности, на которое должен опираться педагог, должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности. Образование при этом не должно навязывать те или иные ценности, а лишь создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими поступками и действиями.

Павел Александрович видел в "человеке культуры" - духовную личность, воспитанную на основе религиозности и гуманизма. Он считал, что воспитание духовности через процесс образования - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки, которая затем послужит толчком для развития творческой индивидуальности, свободы выбора и человечности. Процесс формирования такой личности, по мнению самого Флоренского, потребует и от нее самой и от педагога развития духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Наследие Флоренского огромно. Его перу принадлежат работы по богословию, философии, искусствоведению и эстетике, среди которых такие известные, как "Столп и утверждение истины", "Очерки философии культа" (1918г.), "У водоразделов мысли" и др.

Одним из первых в России в своих работах дал широкое развитие идее свободного воспитания и образования, идее экзистенционального подхода к нему В.В. Зеньковский (1881 - 1962 гг.), проанализировавший и взявший за основу опыт предшественников.

Будучи психологом и педагогом, богословом и философом, он органично сочетал в себе европейскую науку XX в. и отечественные духовно-нравственные традиции. Он до конца жизни оставался на позициях свободного воспитания, основой для которого видел концепции "разумного", гражданского и народного воспитания, представления о личной свободе воспитуемого, уважение к человеческому достоинству, истине, неприкосновенности личности, и идеи служения Отечеству. При этом ему удалось показать, что "задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения", что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: "В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место" (Педагогическое наследие русского зарубежья, М., 1993. С.157). К сожалению, в массовой советской школе, эта ценностная иерархия была нарушена.

Особое внимание в процессе воспитания личности в подростковом и юношеском периодах Зеньковский уделял аспектам полового (гендерного) воспитания и особенностям воспитания и обучения юношей и девушек, которые подробно освещены им в труде: "На пороге зрелости". В этой работе он показывает основные периоды развития организма и психологического портрета подростка, методы, формы, особенности и способы образования детей разного пола и возраста, раскрывает содержание таких понятий как "любовь", "пол", "сексуальность", "брак", "семья", показывает проблемы добрачной половой жизни и вопросы взаимоотношений в семье. Задача этой книги заключается в том, чтобы, на основе современных автору научных знаний и христианской этики, помочь родителям и педагогам "наметить руководящие указания" в сфере полового воспитания личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Методика формирования пространственного образа на уроках геометрии
Одним из основных условий формирования пространственных представлений в процессе обучения геометрии является использование упражнений, ориентированных на формирование и развитие комплекса умений, составляющих содержание пространственных представлений и характеризующих их сформированность. Но не все ...

Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде практического занятия. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300мл, 400мл, ...

Познавательная деятельность, ее структура
СХЕМА 1. ПОТРЕБНОСТИ Познавательная МОТИВЫ деятельность ЦЕЛЬ Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, спосо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru