Проблема воспитания человека является основной проблемой педагогики, но, так же, попадает в сферу интересов и многих других наук. Все они пользуются такими понятиями как человек, индивид, личность. Человек - понятие биологически аксиоматическое - очевидное для всех. Индивид - это человек, обладающий некоторыми врожденными индивидуальными особенностями, отличающими их от других людей. Личностью же становится индивидуум, усвоивший опыт человеческой жизнедеятельности. А поскольку усвоение человеческой жизнедеятельности индивидуумами происходит уже очень давно, в основном, в ходе, специально организованного образования, то формирование личности как индивидуальности и высшей ценности является целью личностно - ориентированного образования.
Для достижения этой цели в последнее время зарубежные и отечественные педагоги, и психологи все чаще исследуют систему личностно-ориентированного школьного образования. Современные подходы к личностно-ориентированному обучению строятся на следующих принципах: признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В нашей стране понятие "личностно-ориентированное обучение" появилось в начале 1990-х годов XX в. как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Оно стало альтернативой сложившейся в советскую эпоху традиционной образовательной системе, подразумевающей, что "хороший" ученик - это аккуратный, знающий исполнитель, который точно и осмысленно следует за инициативой учителей.
Традиционная система образования не позволяла учащемуся при обучении приобретать личностный (субъективный) опыт предметной, репродуктивной и творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений. Эта система была авторитарна и рассматривала ученика лишь как объект, подвергаемый педагогическому воздействию, а учителя - как "сообщителя знаний". Такое образование было социально ориентированным, противопоставлявшим интересы общества и государства интересам личности.
Постепенно, с активизацией процессов демократизации общества, усиливается потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование повернулось к ориентации на личность. Но в ходе осуществления этого процесса поворота возникают факторы, тормозящие его, а именно: определенная инертность школы, невозможность быстрой смены парадигм в образовании, огромные материальные затраты. Однако, несмотря на эти отрицательные моменты, современное общество твердо держит курс на постепенную перестройку системы образования с усилением в ней роли личности человека.
Философско-педагогической основой для личностно-ориентированного образования послужили исследования, труды и работы многих отечественных и зарубежных ученых, общественных и религиозных деятелей. А таких исследователей немало. Среди них - философы В.В. Зеньковский, В.А. Сухомлинсикй, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Ф. Флоренский, С.Л. Франк и В.С. Соловьев; психологи, - Д. Белл, Э. Шпрангер, Х. Гарднер; физиолог, - И.П. Павлов; педагоги, - В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская и И.С. Якиманская. Тема воспитания и обучения индивидуальности в личности, в той или иной степени имея зависимость от изменения политического курса страны, являлась объектом исследования и острых дискуссий как в дореволюционный и советский, так и в современный, - постсоветский периоды развития нашего общества.
Цель данной работы состоит в исследовании развития педагогической теории и практики личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Цель работы диктует следующие задачи исследования: проанализировать опыт исследований в сфере личностно-ориентированного образования, изучить основные труды, позиции, опыт, исследователей, показать состояние личностно-ориентированного образования в современной школе, выявить основные положительные и отрицательные аспекты личностно-ориентированного образования.
Объект исследования в данной работе: гуманистическая парадигма образования учащихся.
Предметом исследования является личностно-ориентированная система образования.
Актуально о образовании:
Методические основы формирования умения осуществлять
самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Проблема о состоянии самоконтроля и его формировании у учащихся начальной школы различными авторами оцениваются по разному. М.Г.Трейтяк, Г.И.Пукина, В.О. Пунский – считают, что представление о самоконтроле и умение его выполнять (главным образом зрительно) имеются уже у учащихся первых, вторых клас ...
Зарождение образования в Советском районе
До XIX века в слободе Кукарке (ныне город Советск) не было ни одного учебного или культурно - просветительского учреждения. В статистических сведениях Кукарского приказа сказано, что в приказе ни частных, ни народных училищ нет, из удельных крестьян 304 человека умеют читать и писать. В 1838 году п ...
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...