Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе.
Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».
Большинство исследователей (В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:
потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;
осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.
Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:
1. изменение характера деятельности;
2. атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
3. сформированность коллектива.
Организуя художественно-творческую деятельность, необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемыми. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:
развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;
развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных - в ней возможностей, развитие творческих способностей.
Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в ее открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и ее свободе.
При этом необходимо учитывать условии, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т.д.
К личностным условиям: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизмы личной защиты и др.
Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.
Эти черты, свойственные творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, ее опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.
Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлеченность творческим поиском - это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей степени отношение к педагогической деятельности в целом.
Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:
демократического стиля руководства учебно-познавательной деятельностью;
положительного стиля взаимоотношения обучаемых с обучающимися в процессе совместной творческой деятельности.
В своей методике обучения детей художественно-творческой деятельности мы опирались на положения индивидуально-психологического развития человека, выдвинутые С.Л. Рубинштейном, который считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.
Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:
создание положительных отношений между участниками учебного процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога; воспитуемого; доверие, поощрение, соревнования и т.д.)
изменение организации и способ проведения занятий по художественному творчеству,: а в частности по художественному текстилю (разнообразные формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего нас мира, самостоятельные творческие работы и др.);
наличие творческого характера деятельности.
Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:
определить место творческой личности в процессе образования;
изучить способы и методы обучения художественному творчеству;
Актуально о образовании:
Общая наука о человеке как основа педагогики
Все вальдорфские учителя перед началом работы в школе должны были пройти курс лекций "Общая наука о человеке как основа педагогики" о связи важнейших душевных функций человека с физиологическими процессами. "Эту книгу можно назвать сборником упражнений, научным текстом для медитации… ...
Организация фенологических наблюдений
Организация фенологических наблюдений, имеющих научное значение, требует создания в школе постоянно действующего фенологического кружка. К его работе рекомендуется привлекать учеников начиная с 5-го класса. Нет надобности в слишком большом кружке. Вполне достаточно, если в нем занимается 15-20 чело ...
Основные задачи логопедии
Основные задачи логопедии состоят в следующем: определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста; исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка; разработка методов педагогической диагностики ...