Целью формирующего эксперимента является решение проблемы по поиску эффективных средств формирования графо-моторных навыков для предупреждения нарушений письма.
Формирующий эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев (октябрь 2010 – март 2011 г.). В эксперименте принимали участие дошкольники экспериментальной группы с ОНР. Работа проводилась в виде индивидуальных логопедических занятий три раза в неделю по 20 минут, а также давались задания воспитателям и родителям.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил определить направления и приемы коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР графо-моторных навыков, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графо-моторный компонент, зрительную память.
1. Формирование и развитие зрительно-пространственных отношений.
Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений использовались приемы работы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой.
Приемы были направлены на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.
Узнавание изображений и их контуров
Упражнения:
1. Посмотри на рисунки и покажи сначала большую божью коровку, а потом маленькую. Одинаково ли на них расположены точки?
2. Посмотри на рисунки. Покажи самое маленькое яблоко, самое большое и среднее яблоко. Одинаковы ли все рисунки?
3. Посмотри на рисунок. Скажи, чего на нем больше: апельсинов или помидоров?
4. Посмотри на рисунки. Покажи широкую и самую узкую ленты. Чем похожи все три ленты?
5. Покажи все окна в доме от самого широкого до самого узкого.
6. Посмотри на рисунок. Расставь матрешек по росту. Найди матрешку, которая отличается от других.
7. Покажи все ёлки по порядку от самой высокой до самой низкой. Расположи по высоте ёлки без шишек.
8. Посмотри на рисунок и назови все, что на самом деле выше, чем чайник.
9. Посмотри на рисунок и назови все, что на самом деле ниже, чем диван.
10. Посмотри на рисунок. Покажи сначала иголку с короткой ниткой, а потом с длинной ниткой. Одинаковы ли по размеру иголки?
11. Посмотри на рисунок. Карандаши, какого цвета лучше положить в высокий стаканчик? Покажи карандаши, которые ты положишь в левый стаканчик.
12. Посмотри на рисунки. Покажи все, что на самом деле длиннее карандаша.
13. Посмотри на рисунки. Покажи все, что на самом деле короче ветки.
14. Покажи по порядку вазы от самой широкой до самой узкой, а потом от самой высокой до самой низкой.
15. Покажи по порядку все грибы от самого широкого до самого узкого, а потом от самого высокого до самого низкого.
16. Найди в каждом ряду рисунок, который похож на образец.
17. Посмотри на рисунки и найди в них отличия. Сколько отличий ты нашел?
18. Покажи все предметы круглой формы.
19. Покажи все предметы квадратной формы.
20. Покажи все предметы треугольной формы.
21. Покажи все предметы прямоугольной формы.
22. Покажи все предметы овальной формы.
23. Определи, какую форму имеют эти предметы. Соотнеси их с нужной фигурой вверху.
24. Посмотри на рисунок и скажи, из каких фигур построен дом.
25. Посмотри на рисунки. Найди тень от каждого предмета.
26. Найди в ряду тень от ёлочки и покажи ее. Скажи, от каких еще предметов здесь нарисованы тени.
27. Посмотри на рисунки предметов и их контуров. Найди, какой из контуров отличается от изображения предмета?
28. Посмотри на рисунки предметов и их контуров. Соответствует ли контуры изображенным предметам?
29. Какой рисунок зачеркнут красной линией? Одинаковы ли рисунки?
30. Рассмотри внимательно два цветных рисунка вверху. Что нарисовано внизу? (наложенный рисунок).
31. Назови наложенные друг на друга рисунки.
32. Рассмотри цветные рисунки вверху. Что нарисовано внизу? В наложенных рисунках обведи пальцем по контуру грушу.
33. Рассмотри рисунок и найди его части.
34. Рассмотри рисунок, найди его части и покажи, откуда они.
35. Рассмотреть и назвать незаконченные изображения.
36. Собрать развернутую картину (из 4,5,6 частей).
37. Собрать картину из детских кубиков (из 6, 9, 12).
Формирование зрительного слежения.
Упражнения:
1. Назови цвета конфет в направлении, указанном стрелкой.
2. Назови рисунки и их форму в направлении, указанном стрелкой.
3. Назови геометрические формы и тени от предметов, выбери правильное направление.
Актуально о образовании:
Становление методики обучения биологии в Новое
время
К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная п ...
Понятие величины. Свойства величины
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное ме ...
Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...