Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.
Обобщая немногочисленные исследования, можно сказать, что сензитивный период развития креативности – 3 – 5 лет. По данным Д.Б. Эльконина, с конца 2-го по 4-й год жизни у детей появляется потребность в подражании действительности взрослого. Именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.
Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в возрасте 3-5 лет, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. Психологи предполагают, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонения от норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.
По мнению ряда авторов, различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их «обслуживают» разные по своим качествам психологические процессы.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического и даже нравственного, т.е. развития ребенка в целом.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п. и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. При воображении используется опыт прежних впечатлений, которые выступают в этом процессе в новых сочетаниях и комбинациях.
Велика роль сенсорных процессов в художественном творчестве: музыкальная деятельность невозможна без развитого музыкального слуха; изобразительное творчество немыслимо без тонкого восприятия цветов, форм, пропорций и т.д.
Оценивая роль сенсорных процессов в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определенных знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.
Например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляет основу многих «практических» способностей: развитое зрительное восприятие форм и красок является необходимым компонентом изобразительных способностей. Поэтому совершенствование сенсорных процессов имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка.
В аппликации и лепке находит отражение зрительно и осязательно воспринимаемый облик предмета, такие его свойства, как форма, величина, строение, цвет, а также положение его в пространстве.
Актуально о образовании:
Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...
Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными
детьми
Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения. «Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участни ...
Особенности воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...