Х. Уарте в своей работе ставит четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме:
какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой; • какие виды дарований имеются в человеческом роде;
какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;
по каким признакам можно узнать соответствующее дарование.
Анализ способностей в теории Х. Уарте сопоставлялся с темпераментом и с различиями в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект. Наличие каждой из этих способностей объяснялось определенным «темпераментом мозга», по выражению Х. Уарте, пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это заставило Х. Уарте сделать психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и представителей других видов деятельности.
Х. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.
Х. Уарте высказал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.
В современной мировой практике наиболее часто использовалась характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда. В начале 50-х гг. в университете Южной Калифорнии под его руководством в рамках «Проекта способностей» было начато изучение творческих способностей. Рассматривая уникальность типов мышления творческих людей, члены проекта выдвинули гипотезу о самых вероятных и различаемых способностях. Они включили в свое исследование семь гипотетических способностей:
1) чувствительность к проблемам;
2) изменчивость мышления;
3) гибкость мышления;
4) оригинальность;
5) способность анализировать и синтезировать;
6) способность нового определения понятий и идей;
7) способность более глубокого понимания предметов и явлений.
Дж. Гилфорд считал, что - имеется большое количество творческих способностей и что нет лишь одной способности для того, чтобы быть творческим. Выделение достаточно большого числа творческих способностей привело его к мысли о том, что: 1) очень немногие индивиды «одинаково сильны или одинаково слабы» во всех этих способностях; 2) различные творческие способности являются более важными для писателя, или ученого, артиста или композитора, математика или ученого другой области знаний; 3) не все способности делают прямой вклад в творческую деятельность. Позднее американскими учеными Дж. Гетцельсом и Ф. Джексоном на основе использования идеи тестирования творческих способностей Дж. Гилфорда в различных исследованиях были применены пять видов тестов: ассоциации слов, использование обычных предметов, скрытые формы, составление окончания для незавершенных басен, составление проблем.
Актуально о образовании:
Установка и внимание в обучении
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя); рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий ...
Творческие находки учителей
технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...
Упражнения, обучающие беспереводному
пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...