Структура творческих способностей

Страница 4

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Шестью основными факторами определяются творческие проявления по Р. Строненбергу:

1) интеллектом как способностью;

2) знанием;

3) стилем мышления;

4) индивидуальными чертами;

5) мотивацией;

6) внешней средой.

Основной для творца автор считает интеллектуальную способность и особенно ее следующие составляющие:

синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

аналитическая способность - выявление идей, достойных разработки;

практические способности - умение убеждать других в ценности идеи.

Если у человека слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает новые идеи, но идеи бесполезные и не подтвержденные исследованием. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже некачественных, но ярко представленных публике идей. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему. Креативность предполагает, с точки зрения Строненберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек способен самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать.

Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личной установки на овладение предметом деятельности.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Известный советский психолог Рубинштейн С.Л. писал: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком». В процессе творческой деятельности происходит саморазвитие, самосовершенствование человеческой личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Актуально о образовании:

Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн ...

Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на п ...

Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале
Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет–фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По х ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru