Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорил, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве происходит «глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».
Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие.
Весьма существенно замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенность особенностью воображения».
Также В.В. Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел - это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и поглощения замысла».
В исследованиях психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой, А.В. Запорожца, О.М, Дьяченко) выделяются и анализируются два вида воображения - «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. Первый вид связан с отражением объективного мира, как такового, а второй - с отражением собственных переживаний своего «Я». Эти идей важны для понимания своеобразия детской художественной деятельности.
Так, по данным О.М. Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. А это значит, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие - так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.
При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, ребенок может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид изображения влияет на характер рисунка (аппликации): на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет школьник.
Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением, причем в любом возрасте.
По данным О.П. Дьяченко, дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребенок с «эмоциональным» воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью.
Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги должны более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у младшего школьника (особенно с «эмоциональным» воображением), организовать индивидуальною работу с детьми в момент реализации их замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе.
В работе с детьми с превалирующим «познавательным» воображение следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ.
Можно сказать, что процесс творческого развития беспрерывен. Однако для полноценной реализации этих возможностей важно создать условия.
Одним из основных условий развития творческой личности является широкий подход к решению проблемы. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни младшего школьника и во всех видах деятельности.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в школе и в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Единая позиция педагога и родителей в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный учителем процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности.
Актуально о образовании:
Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...
Проектная деятельность детей младшего
школьного возраста
Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми - учёными, методистами, учителями. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеятьс ...
Решение задач на нахождение части числа и числа по
части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав ...