Проблема отклонения в поведении - одна из центральных социально-педагогических проблем. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущих под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, а так же неорганизованных воздействий на личность ребенка.
В последнее время особенно часто в социально-педагогической среде поднимаются вопросы, касающиеся агрессии, агрессивности и детской агрессивности, и ее негативного влияния на процесс социализации подрастающего поколения.
В социально-педагогической и психологической литературе, можно найти большое количество различных определений понятия агрессия, агрессивности и детской агрессивности. Мы считаем целесообразным подробно рассмотреть каждое из этих понятий, чтобы составить наиболее полную картину о данном социальном явлении.
А.В. Петровский, под агрессией понимает, индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба на уничтожение другого человека или людей. Психолог, анализируя, данное явление отмечает, что понятие агрессивность в отличие от агрессии, есть устойчивая черта личности, подразумевающая готовность субъекта к агрессивному поведению. Таким образом, А.В. Петровский, считает, что агрессия - это социальное явление, носящее деятельный характер, а агрессивность – черта личности.
Т. Вилсон считает, что при характеристике агрессивности, необходимо учитывать, что этой реакции присуще негативно окрашенное неприятие мнения другого человека, сопровождающее физические воздействием или угрозой со стороны одной личности, которое уменьшает свободу другой.
Л.С. Бендер понимает под агрессией активность личности, стремление к самоутверждению. Мнение Л.С. Бендера, существенно дополняет Б.М. Бим Бад, который считает, что данное социальное явление можно охарактеризовать как настойчивое стремление человека, нанести вред различного рода окружающих.В социально–педагогическом направлении агрессию рассматривает Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что нет единого, исчерпывающего понятия агрессивности, хотя многие авторы сходятся к тому, что агрессивность, представляет собой особый вид социального взаимодействия, который характеризуется резким неприятием одной личностью мнения другой, с преимущественным применением физической силы для удовлетворения собственных потребностей. Агрессивное поведение является специфической формой поведения, а так же способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих исследованиях по – разному определяют понятие агрессивности, терминологический диапазон находится в спектре от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми. В ходе исследований проведенных Р. Моррисом было установлено, что уровень представленности в личности агрессивных качеств может определяться двумя факторами: доминированием и дружелюбием.
| |||||
| |||||
|
Детские агрессивные действия выступают в качестве:
ü Средства, достижения какой – либо цели;
ü Способа психологической разрядки;
ü Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения
Необходимо отметить, что определение агрессивности в социально-педагогическом и психологическом походе имеют некоторую схожесть, и характеризуют ее, как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Изучая проблему детской агрессивности, мы обратили внимание на определение Р.С. Немова, который наиболее полно описывает это понятие, утверждая, что под этим явлением необходимо понимать устойчивую или временную черту характера, проявляющуюся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а так же по отношению к предметам окружающего мира.
Актуально о образовании:
Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитател ...
Конструкция асинхронных двигателей с фазным ротором
Конструкция асинхронной машины с контактными кольцами представлена на рисунке 6. Двигатели этого типа отличаются от короткозамкнутых только устройством ротора. Статор двигателя может иметь те же разновидности конструктивных исполнений, что и в короткозамкнутом двигателе. Статор двигателя по рис. 6 ...
Анализ программ математических кружков
Мною было рассмотрено 10 планов проведения кружковых занятий для 5-6 классов на одно полугодие. Математика в школе 6 выпуск 1971 г.: воспитать у детей желание и потребность заниматься математикой, возбуждать, поддерживать и развивать у учащихся интерес к математике. (пересечение и объединение множе ...