В современной школе все более возрастает роль мышления. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Как отмечает польский педагог В. Оконь, в настоящее время "нужно произвести изменения в иерархии дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти должны занять мышление и деятельность самих учеников".
Еще 70 лет назад А.А. Потебня предупреждал, что "посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить его собственную". Поскольку целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - ученика (развитие его способностей, овладение способами действия и т.д.), то представления о процессе обучения должны существенно измениться.
При этом в первую очередь изменяется понимание роли учителя в учебном процессе. В его функции входит не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержание, но и создать условия для возникновения деятельности учения (и в первую очередь сформировать у учащегося адекватную цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью учащегося, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем или текст учебника, таким образом, играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала, содержания для собственной деятельности ученика.
Педагоги часто забывают о том, что субъектом учебной деятельности является школьник, имеющий свои цели. И если учитель не контролирует целеобразование школьника, то его реальные цели могут весьма сильно отличаться от тех целей, наличие которых у ученика педагог предполагает. В реальном же учебном процессе планируются, четко осознаются и формируются главным образом цели учителя, а цели ученика специально не планируются. А это крайне негативно сказывается на эффективности обучения, ибо зачастую у учащегося формируется иная, совсем не та цель, которую естественно было бы предположить исходя из логики урока (например, ученик решает "потому, что задали"). А педагог потом сетует, что ученик решил десять примеров, но не научился выполнять то, чему хотел научить преподаватель. Поэтому для эффективной работы и на уроке, и дома учитель должен специально продумывать систему воздействий для того, чтобы сформировать у учащегося цель, соответствующую цели педагога. Только в этом случае мы можем быть уверены, что задания, выполняемые школьником, полностью включаются в учебный процесс.
В психологии общепринятым является положение, согласно которому мыслит не мышление, а человек, личность. Поэтому мышление необходимо рассматривать не только как процесс интеллектуальный, но и как процесс личностный. Для того чтобы процесс мышления был эффективным, необходимо, чтобы у человека была сформирована готовность к мышлению.
Известно, что представление о собственном психическом процессе существенно влияет на реальные достижения человека. В воспитании готовности к мышлению, веры в свои силы большую роль играет учитель. У учащегося, особенно с недостаточно развитым стремлением к познанию, познавательный интерес должен поддерживаться педагогом. Если учитель старается замечать успехи ученика, пусть незначительные на первых порах, и в своей оценке (не только отметкой, но и словом, интонацией, жестом и т.п.) отразить их, то такая поддержка позволяет ученику повысить (поддержать) самооценку, стимулирует интерес к умственной работе.
На усвоение учащимися теоретических (технико-технологических) знаний по труду отводится лишь 20 - 25% времени, выделенного в целом на трудовое обучение. Но именно потому, что его сравнительно мало, а ученик, переступая порог учебных мастерских, порой настраивается на сугубо практический лад, теоретические сведения должны в методическом отношении особенно тщательно продумываться. Важно, в частности, чтобы учитель хорошо представлял себе специфику технических знаний, особенности их усвоения, был знаком с принципами и приемами осуществления межпредметных связей, умело пользовался соответствующими методами обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.
Актуально о образовании:
Связь методики развития речи с другими науками
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, стр ...
Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимани ...
Получение результатов наблюдений при моделировании
Изложив приемы построения и эксплуатации имитационных моделей, рассмотрим теперь важный вопрос, касающийся получения результатов наблюдений при моделировании. Поскольку моделирование представляет собой эксперимент, получаемые результаты наблюдения должны быть статистически независимы и одинаково ра ...