Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 9

В современной школе все более возрастает роль мышления. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Как отмечает польский педагог В. Оконь, в настоящее время "нужно произвести изменения в иерархии дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти должны занять мышление и деятельность самих учеников".

Еще 70 лет назад А.А. Потебня предупреждал, что "посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить его собственную". Поскольку целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - ученика (развитие его способностей, овладение способами действия и т.д.), то представления о процессе обучения должны существенно измениться.

При этом в первую очередь изменяется понимание роли учителя в учебном процессе. В его функции входит не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержание, но и создать условия для возникновения деятельности учения (и в первую очередь сформировать у учащегося адекватную цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью учащегося, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем или текст учебника, таким образом, играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала, содержания для собственной деятельности ученика.

Педагоги часто забывают о том, что субъектом учебной деятельности является школьник, имеющий свои цели. И если учитель не контролирует целеобразование школьника, то его реальные цели могут весьма сильно отличаться от тех целей, наличие которых у ученика педагог предполагает. В реальном же учебном процессе планируются, четко осознаются и формируются главным образом цели учителя, а цели ученика специально не планируются. А это крайне негативно сказывается на эффективности обучения, ибо зачастую у учащегося формируется иная, совсем не та цель, которую естественно было бы предположить исходя из логики урока (например, ученик решает "потому, что задали"). А педагог потом сетует, что ученик решил десять примеров, но не научился выполнять то, чему хотел научить преподаватель. Поэтому для эффективной работы и на уроке, и дома учитель должен специально продумывать систему воздействий для того, чтобы сформировать у учащегося цель, соответствующую цели педагога. Только в этом случае мы можем быть уверены, что задания, выполняемые школьником, полностью включаются в учебный процесс.

В психологии общепринятым является положение, согласно которому мыслит не мышление, а человек, личность. Поэтому мышление необходимо рассматривать не только как процесс интеллектуальный, но и как процесс личностный. Для того чтобы процесс мышления был эффективным, необходимо, чтобы у человека была сформирована готовность к мышлению.

Известно, что представление о собственном психическом процессе существенно влияет на реальные достижения человека. В воспитании готовности к мышлению, веры в свои силы большую роль играет учитель. У учащегося, особенно с недостаточно развитым стремлением к познанию, познавательный интерес должен поддерживаться педагогом. Если учитель старается замечать успехи ученика, пусть незначительные на первых порах, и в своей оценке (не только отметкой, но и словом, интонацией, жестом и т.п.) отразить их, то такая поддержка позволяет ученику повысить (поддержать) самооценку, стимулирует интерес к умственной работе.

На усвоение учащимися теоретических (технико-технологических) знаний по труду отводится лишь 20 - 25% времени, выделенного в целом на трудовое обучение. Но именно потому, что его сравнительно мало, а ученик, переступая порог учебных мастерских, порой настраивается на сугубо практический лад, теоретические сведения должны в методическом отношении особенно тщательно продумываться. Важно, в частности, чтобы учитель хорошо представлял себе специфику технических знаний, особенности их усвоения, был знаком с принципами и приемами осуществления межпредметных связей, умело пользовался соответствующими методами обучения, учитывая при этом возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн ...

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru