В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношений к деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.
Развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание личностных качеств, которые в свою очередь, становятся показателями профессионализма. Основные способности, необходимые для продуктивного творчества педагога таковы: эмоциональность, эмпатия, интуиция, рефлексия, развитие воображения, наблюдательность, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние, способность к импровизации.
Важной характеристикой творческой педагогической деятельности являются психологические качества самого учителя. Перечислим их.
Педагогическая эрудиция;
Педагогическое целеполагание;
Педагогическая интуиция;
Педагогическая импровизация;
Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух;
Педагогический оптимизм;
Педагогическая находчивость;
Педагогическое предвидение, прогнозирование;
Педагогическая рефлексия.
Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышления, независимость и др.), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В.И. Андреев говорит как о творческом о таком типе личности, "для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности". В этом определении отражены наиболее распространенные установки при характеристике творческой личности:
набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обусловливают внутреннюю активность и результативность;
обязательность объективно и субъективно значимого результата как основного смысла существования и деятельности творческой личности;
новизна и оригинальность этого результата;
безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;
подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.
В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. Учителю они могут понадобиться в ходе самоанализа. Приведем некоторые из них: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суждений, деления на белое и черное; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний), а также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасыванию несущественного. Некоторые ученые (В.В. Давыдов) к признакам творчества относят способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.
Рассмотрим какие конкретные умения необходимы для самовыражения личности учителя.
Первая группа умений - это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, могущего противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; умения реализации и развития своих педагогических способностей, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий (умение воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; умения воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочнению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); умение осуществлять творческий поиск.
Актуально о образовании:
Лингвопсихологический анализ устной речи
Устная речь является ведущим видом языковой деятельности в школе, не только целью обучения, но и эффективным средством владения языком. Требования, предъявляемые к овладению устной речью следующие. С точки зрения владения диалогической речью, учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, в ...
Педагогические условия развития связной речи
В философском словаре условие рассматривается как «категория», выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не сможет. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Услов ...
Основные показатели и условия развития
пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...